Виталий Смирнов: Против России нет заговора!

Первая часть интервью члена МОК Виталия Смирнова. О подготовке к Играм в Сочи, проблемах спортсменов и тренеров с алкоголем и настоящей причине бойкота Олимпиады-80

Первая часть интервью члена Международного олимпийского комитета Виталия Смирнова. О подготовке к Играм в Сочи, проблеме с алкоголем и настоящей причине бойкота Олимпиады-80.

– В МОК довольны готовностью Сочи к Олимпиаде?

– На сессии МОК в Буэнос-Айресе к оргкомитету игр в Сочи прозвучало немало замечаний. Телевизионщиков беспокоит опыт чемпионата мира по легкой атлетике, когда трибуны «Лужников» не заполнялись до отказа – а им-то нужна панорама с аншлагом! Картинка с Олимпиады пойдет на весь мир. И, если в кадре возникнут пустые места сочинских стадионов, это нанесет удар и по олимпийскому движению, и по популярности зимних видов спорта.

– Но это не единственная проблема?

– Есть недовольство отсутствием прямых рейсов из-за рубежа в сочинский аэропорт. Переезды «Шереметьево» – «Домодедово» неудобны и, учитывая московские пробки, отнимут уйму времени.

У МОК есть вопросы и к работе с прессой, и к организации проведения соревнований. Чем ближе Олимпиада – тем больше лавина из мелких проблем. Но так бывает всегда. Замечания делаются не ради критики.

– Хочется обсудить еще одну проблему. Голландский тренер Раймон Верхейен обвинил российских тренеров в пристрастии к алкоголю, лени, нелюбознательности.

– Обобщение голландца неуместно. Считаю, что иностранных тренеров нужно приглашать точечно. И лишь в те виды спорта, где у России нет больших традиций. Причем в штабах зарубежных специалистов должны быть именно наши наставники, способные перенимать опыт. Сейчас же толпы иностранных тренеров везут в Россию многочисленную свиту.

– Но проблема-то с алкоголем существует?

В нашей олимпийской практике было правило – если ты сел в самолет, который берет курс на Игры, то не выпьешь ни грамма алкоголя до приземления на родине. Так и говорил: «Замечу кого-то – выгоню без пощады и без парашюта».

– А как же шампанское после победы?

– Ни грамма. Если уставший спортсмен пригубит спиртное – его развезет, как после литра.

– Как развлекали спортсменов без алкоголя?

Хитростью. По олимпийским аккредитациям проходили жены, любовницы. Таким же образом проводили мы и артистов. Например, Иосиф Кобзон, Анна Пахмутова и Лев Лещенко жили вместе со спортсменами и очень им помогали.

Подобное стало не возможно после атаки террористов на Олимпиаде в Мюнхене. После 1972 года к проверке аккредитаций организаторы относятся куда строже.

– Если раньше людей пускали по левым аккредитациям, то сейчас в моде расширенные списки заявок. Например, консультант главы СБР Валерий Польховский значится администратором команды. А всего с биатлонистами работают 126 человек.

Не стал бы за это критиковать. Если Польховский нужен сборной – пусть будет в разрешенной МОК должности администратора. Кстати, я уверен, наши биатлонисты обязательно выстрелят на Олимпиаде.

– Что думаете о наделавших шума комментариях Елены Исинбаевой относительно закона о гей-пропаганде?

– Лена эмоциональная девочка и находилась в эйфории после победы. Сказала – и ничего страшного. Забудут.

– Иностранцы явно насаждаются копанием в нашем грязном белье: провоцируют спортсменов, раскручивают допинговые скандалы, просят лишить Россию Олимпиады. Это заговор?

– Пиар-кампания перед Сочи мало чем не отличается от других Олимпиад. Поверьте человеку, который уже 42 года в МОК, – против России нет заговора. Как говорил про нас маркиз Самаранч, отлично понимавший ценность спортивного противостояния великих держав: «Зачем убивать курицу, которая несет золотые яйца?!»

– Но разве бойкот игр в Москве не был попыткой такого «убийства»?

- Принято считать, что бойкот Игр в Москве произошел из-за  входа нашей армии в Афганистан в декабре 79-го. Но сам лорд Киланин (глава МОК в 1972-1980 г.г.) намекнул, что в 80-м грядут президентские выборы в США. Это стало одной из причин отказа американцев от Олимпиады. Команда президента Джимми Картера надеялась разыграть антисоветскую карту, чтобы остаться в Белом доме. Впоследствии Картер признал, что был не прав.

Так вот, на сессии МОК перед церемонией открытия зимних Игр в Лейк-Плэсиде традиционно выступает лидер страны-хозяйки. Но тогда Картера заменил его вице-президент. Вместо приветствия он напал на СССР. И кульминацией стало требование бойкота Игр в Москве.

Наша делегация ушла. Я, как член МОК, остался.

А в перерыве все 90 членов МОК, включая американцев, извинились перед нами и сказали, что против бойкота.

Я почувствовал:  когда под угрозой проведение Олимпиады - МОК становится единой силой. Для которой главное - его честь и уважение к спорту. Тогда я понял: эту работу выбрал не зря.

О том, как проходили выборы столицы летних Олимпийских игр 2020 года - завтра во второй части интервью Виталия Смирнова.

Новости. Олимпиада