Российские лыжники махнули рукой на престиж
Мужская сборная Швеции, подгоняемая горячими аплодисментами своего короля, специально прибывшего в Уистлер поболеть за соотечественников, впервые с 1988 года (эпохи легендарных Томаса Вассберга и Гунде Свана) завоевала олимпийское золото. Наша эстафетная команда продлила грустную безмедальную серию в олимпийских эстафетах (тянется как раз с того самого 1988) на очередные четыре года. Более того, итоговое восьмое место стало худшим результатом в олимпийской истории наших мужских эстафет.
Свою победу 22 года назад шведы добыли в бескомпромиссной борьбе с выдающимся по силе и дарованиям советским квартетом: Владимир Смирнов, Владимир Сахнов, Михаил Деветьяров, Алексей Прокуроров. Кто еще знает как сложилась бы борьба – когда б не досадные падения Прокуророва и Деветьярова…
Динамика наших дальнейших эстафетных успехов весьма печальна:
Альбервилль-1992 – 5-е место
Лиллехаммер-1994 – 5-е
Нагано-1998 – 4-е
Солт-Лейк-Сити-2002 – 6-е
Турин-2006 – 6-е…
И ведь перед каждой новой Олимпиадой мы по прежнему надеемся на то, что в мужской лыжной эстафете мы что-то, да добудем. Вот уж скоро четверть века как надеемся – на свет целое поколение, не видевшее нашу лыжную эстафету на олимпийском пьедестале, успело появиться. Что ж мы, с целой страны четырех приличных лыжников не соберем? – рассуждают болельщики. Что-то все никак – сухо отвечают им строчки все новых олимпийских проколов.
ЗАБЫТАЯ КЛАССИКА
Нашу эстафету открывает Николай Панкратов. В послужном списке эстафетные серебро и бронза чемпионатов мира (2005 и 2007 годов), успехи на кубковых этапах. Крепкий эстафетчик – как сказали бы комментаторы. Увы, темповой проигрыш Панкратова становится виден с первых же километров. Группа еще идет вполне себе спокойным темпом, и ничем похожим на вспышки активности не сквозит даже в атмосфере, а Панкратов держится где-то в последних рядах, и наблюдающие за ним президент Федерации лыжных гонок России Владимир Логинов и начальник Центра спортивной подготовки сборных команд Александр Кравцов скептически качают головами – того и гляди потеряет контакт с группой.
Этот самый контакт Панкратов теряет – едва француз Жан-Марк Галльяр совершает первое серьезное ускорение. Группа из 14 лыжников моментально разрывается, делясь (пока еще условно) на две группы. В лидерах Франция, Финляндия, Швеция, Норвегия и Германия. Панкратов же не «выживает» даже во второй - там Швейцария, Чехия, Словакия и Италия. На передачу эстафеты он приходит почти с 40-секундным отставанием от лидеров. Удачное начало.
- Отчего было не поставить на первый этап Петухова или Панжинского? Неужели ускориться четыре раза за короткое время на 1400 метров труднее, чем один раз пробежать 10 километров? – адресую я вопрос своим соседям.
- Глупости спрашиваешь. «Дистанционщик» и спринтер – специальности совершено разные. Таких людей, как норвежец Нортуг или немец Тайхманн – единицы.
Таких, как Норгут и Тайхман, наверное, единицы. А вот таких, которые не проиграли бы на первом же эстафетном этапе 40 секунд в России неужели нет?
Гоня от себя этот риторический вопрос, продолжаю наблюдать гонку. С противоположного склона дружно и мощно скандирует слова поддержки нашей эстафете команда парусника «Крузенштерн», прибывшего на время Олимпиады в Ванкувер. Ребята-курсанты, наверняка, также как я уверены, что четырех сильных лыжников в России вполне можно собрать, и неудача Панкратова – явление временное, и сейчас его товарищи все поправят.
В бой кидается 19-летний Петр Седов. На первых же трех километрах представитель Сарова отыгрывает у лидеров 20 секунд, перекладывается в ближайшую группу преследователей, и, того и глядишь… Через несколько минут публика на трибунах начинает активно наблюдать… Нет, не за Седовым, а за опытнейшим чехом Лукашем Бауэром. Именно он взорвал группу погони и бросился за лидерами в одиночку. Группа же, в которой он бежал до сих пор, лишившись в лице Бауэра мощного «мотора», разом рассыпалась, и каждый стал выживать, как умеет. Казаху Алексею Полторанину такая же сольная как, и у чеха, погоня почти удалась, а вот Петру...
- Еще и вырос разрыв, - качает головой Кравцов. – А подержался бы за чехом – глядишь, сидели бы сейчас среди лидеров.
Увы, классическая часть нами провалена. А может, она в России уже и вовсе забыта? Да вроде нет – дубль Крюкова и Панжинского ведь как раз в классике состоялся. Ждем Легкова и Вылегжанина.
ПОЕХАЛИ НА ХОККЕЙ…
Хорошо чехам! Отработал свой этап Бауэр, и вот они уже среди лидеров – в компании со шведами и французами. Больше за Бауэром никто не удержался: немцы, норвежцы, финны – все они в 30 и более секундах отставания. Смирятся ли они? Едва ли. Контратаки стоит ждать в самое ближайшее время, и оттого мощный рывок в исполнении Александра Легкова придал российским болельщикам на трибунах (и команде «Крузенштерна» - на холме) изрядный заряд оптимизма. Не пропадаем, значит. Достали немцев и норвежцев – дальше, глядишь и к лидерам подкатим. Тем более, что попутчики у Легкова именитые: Рене Зоммерфельдт и Ларс Бергер, чьи биатлонные подвиги меркнут на фоне достижений в гладких лыжах (трехкратный чемпион мира, на всякий случай). Да и сам Легков… Его блестящую погоню в дуатлоне, где Саша отыграл у лидера 27 секунд менее чем на двух километрах, помните? Медали тогда не добыл – так значит злее стал.
- Натягивает норвег с немцем, сейчас отцепят Сашку… - Логинов показывает на пригорок над стадионом. Мелкие фигуры лыжников, карабкающиеся на его вершину, едва различимы, но понять, что Ларс Бергер ускорился, словно, после такой редкой в его биатлонной практике точной стрельбы – нетрудно. Так же как нетрудно увидеть – Легков держится из последних сил. Он еще сопротивляется, еще пытается не потерять соперников из виду, но… вскоре оставляет эти попытки. С последнего спуска на стадион он скатывается почти стоя. Лыжи ли «встали», или сам Саша «капнул» - эта информация важна теперь по большому счету лишь тренерам. И ВИП-болельщикам в российской форме уже все ясно. Отставание от лидеров уже перевалило за минуту. На передачу Легков катит девятым. «Поехали на хоккей…». Артур Чилингаров, Леонид Тягачев, Владимир Кожин… и так далее.
Маркус Хеллнер предпринял решающий рывок после того, как тренеры сообщили ему, что неистовый Петтер Норгут бросился в сольную погоню за его группой. Что будет, если норвежец сумеет их догнать, швед даже представлять не пытался. Развернул плечи во всю ширь и улетел от попутчиков – что твой парусник «Крузенштерн». Сидевший на трибунах под присмотром одного только охранника король Швеции был на седьмом небе от счастья – флажком своей державы размахивал все три последние минуты гонки. Его подданные – олимпийские чемпионы.
Не остался разочарованным и норвежский коллега Карла Густава. Нортуг порадовал Харальда V – догнал-таки чеха и француза и уж разобрался с ними на финише так, как это умеет делать только он. Даже президент Финляндии смотрела эстафету до последнего – хоть финны в призеры и не попали. А ведь Тарье Халонен тоже, небось, на хоккей поспеть хотелось.
В борьбе за седьмую строчку итогового протокола Максима Вылегжанина обошел канадец Георг Грей. Для канадцев седьмое место – лучший эстафетный результат в олимпийской истории. Для нас (даже если бы Максим канадцу и не уступил) – все равно был бы худшим. Знать, оттого-то первые лица России на лыжные гонки и не ходят.
Олимпиада. Лыжный спорт
Whistler Olympic Park. Ванкувер (Канада)
Мужчины. Эстафета 4x10 км. Свободный стиль
1.
2.
3.
4.
5.
6.