Ольга Капранова: В художественной гимнастике предел есть
Одна из лучших гимнасток России, обладательница трех золотых медалей на завершившемся недавно чемпионате Европы в Баку, Ольга Капранова призналась в интервью газете «Коммерсант», что очень часто ей мешает собственное упрямство.
- Многие могут съязвить - в отсутствие Алины Кабаевой, конечно, можно стать чемпионкой мира и Европы. А желание победить Кабаеву в очном соперничестве у вас есть?
- Конечно. Но наш тренер Ирина Винер еще не так давно мне говорила, что у меня второй переходный период, я, как всего достигла, дескать, заболела звездной болезнью. Все мне так говорили. Я согласна. Но не потому, что так считали все, а потому, что так чувствовала сама. Если бы вернуться на полтора года назад, я бы тренировалась иначе. А мне было неохота, потому что я после чемпионата мира в Баку устала. Не слушала тренеров, привередничала. Думала, все сойдет с рук.
- В чем выражалось ваше привередничанье?
- Не надо в зале тренироваться долго, можно выполнить все быстро и уйти. Но, чтобы сделать все правильно, надо слушать тренеров. Допустим, легче что-то сделать на согнутой руке, чем на прямой. Я делаю на согнутой, у меня не получается, а время уходит. Если бы сразу сделала на прямой, то у меня бы получилось и я бы пошла дальше. Почему сразу не делала все правильно? Сейчас я этот вопрос сама себе задаю. Трудно, наверное, было. Ну и пошло-поехало.
- Думали, что станете выигрывать отныне все и везде?
- Думала, непосредственно во время выступлений выпрямлю руку и будет все нормально. Но на первом же после чемпионата мира этапе Гран-при в Москве я потеряла булавы.
- Может, ту победу в Баку считаете случайным подарком судьбы?
- Я могу, конечно, сказать, что мне повезло и все тогда сошлось: настроение, умение, звезды. Но как же мы перед чемпионатом много работали - и с Ириной Винер, и со вторым моим тренером Верой Шаталиной. Они мне внушали, что работа даром не пропадает. Случайностей, думаю, не бывает. Потеряла булавы я не случайно. Не отобралась на чемпионат Европы 2006 года опять не случайно. Надеюсь, уроки прошлого пойдут мне впрок. Но мысли бросить гимнастику меня не посещали никогда. Еще, правда, рано говорить о том, что я забыла неудачи прошлого года. Слава богу, что тренеры меня не забросили, уделяли столько же внимания, сколько остальным.
- Что значат утверждения специалистов о том, что новые правила во многом сделаны "под Кабаеву"? Извольте, дескать, выполнять то, что может она, и тоже будете получать высокие баллы?
- Не совсем так. Каждая гимнастка индивидуальна. Например, в скакалке побеждает самая гибкая и прыгучая, в мяче - та, которая лучше всего гнется, в булавах - та, которая держит равновесие, а в ленте - кто крутиться умеет. Сейчас правила нам предоставляют разнообразный арсенал элементов, и каждая вольна выбирать выигрышные именно для нее. Я не умею крутить фуэте, а другая, как я, не крутит повороты в заднем положении.
- А когда говорят про правила "под Кабаеву", может быть, имеют в виду, что только она сочетает все качества?
- Алина может и фуэте вращать, и равновесие держать, и прыгать. Мой козырь - гибкость, а самое слабое место - прыжки. Когда в детстве пошли нагрузки, ножки оказались к ним не готовы. Пришлось их накачивать.
- Вы до какого возраста намерены выступать?
- До Олимпиады в Пекине гимнастику бросать не собираюсь. Но потом, правда, пока не представляю, чем займусь конкретно. Я без "троек" окончила второй курс Социального университета. Больше других предметов мне нравится психология, и диплом я буду защищать по этой специальности. Сейчас, правда, параллельно решила получить второе образование в Петербургском физкультурном университете имени Лесгафта. Собираюсь учиться заочно.
- Куда, по-вашему мнению, движется мировая художественная гимнастика?
- Как и все в этом мире, вверх. Но все-таки фраза "совершенству нет предела" к нашему виду, на мой взгляд, не относится. Предел, пусть и не скоро, но все же обязательно наступит. Хотя в этом сезоне программы всех наших гимнасток, и мои в том числе, стали намного более сложными, чем предыдущие. Но поскольку моего любимого мяча в программе нынешних соревнований нет, место "любимчика" занял обруч.
- В чем резерв?
- В гимнастках. Сейчас маленькие дети умеют то, что я, например, учила, будучи гораздо старше. Тот же турлян в заднем положении. Это когда одна нога поднята на 180 градусов вверх, а ты крутишься в положении, когда твои голова и корпус наклонены назад, к ноге, на которой ты стоишь. Если я научилась этому года четыре назад, то сегодня это запросто делают совсем еще малышки. Они будут быстрее нас прогрессировать за счет раннего освоения сложности. Поэтому, думаю, и правила будут меняться в сторону усложнения.
- Как будущий психолог, вы можете сами себя настраивать на хорошее выступление?
- Сейчас вокруг меня много помощников. Первый помощник - Ирина Александровна. Она и психолог, и тренер. Все гимнастки стали рядом с ней самодостаточными во всех смыслах. А меня Ирина Александровна буквально реанимировала. Она сказала: "Либо уходи и заканчивай, либо иди вперед. Капранова, пятикратная чемпионка мира, не может проигрывать молодым девочкам. Это стыдно. Я этого позора не перенесу. Если ты можешь, то я не перенесу. Оля, должно быть самолюбие". И эти слова сыграли в моей жизни огромную роль. Но я не завидую Ирине Александровне, когда придет пора ей решать, кого ставить на чемпионат мира в Патрах. И на Олимпиаду. Это будут такие слезы для тех, кто не попадет. Ведь только две из четырех на чемпионате мира выйдут из квалификации и будут бороться за олимпийские путевки в финале абсолютного первенства.