Винер: Кабаева может быть чемпионкой и до сорока лет
В преддверии стартующего в пятницу в Москве чемпионата Европы по художественной гимнастике главный тренер сборной России Ирина Винер в интервью «Коммерсанту» объяснила свой выбор состава российской команды. Напомним, что в многоборье будут участвовать Алина Кабаева и Вера Сесина.
– Свой выбор между Алиной Кабаевой, Ольгой Капрановой и Верой Сесиной вы наверняка сделали еще три недели назад во время последнего перед чемпионатом Европы турнира Гран-при в голландском Девентере?
– Вот дожила до чего – пришлось из трех потрясающих гимнасток одну, как по живому, отсекать. А что касается Девентера, куда мы возили четырех сильнейших спортсменок, то две из них, Алина Кабаева и Вера Сесина, еще до начала голландского турнира по рейтингу всех соревнований года уже попадали на чемпионат Европы. Ведь на нем максимальная квота в личных соревнованиях многоборок – две спортсменки от страны. А главными соперницами россиянок, считаю, по традиции станут гимнастки Украины, правда, без лидера – Анны Бессоновой, которая недавно перенесла операцию на ноге, Белоруссии, Болгарии и Азербайджана.
– Выходит, у пятикратной действующей чемпионки мира Ольги Капрановой, ставшей в Девентере в абсолютном первенстве второй, не было шансов выступить в Москве?
– Для этого ей нужно было занять в Голландии только первое место. Кабаева уходила на год, потом долго себя собирала и опять вышла в лидеры. Капранова же, наоборот, год назад триумфально выиграла чемпионат мира и после этого попала в ступор. Видимо, решила, что все сделано. Я всегда учу: когда сходишь с пьедестала, ты опять никто. Она прошла мимо этого постулата и долго после победы сопротивлялась серьезной работе. Я была вынуждена предупредить Ольгу, что могу и отчислить. А Вера Сесина, имеющая замечательную хореографическую подготовку и прямо-таки уникальные балетные данные, за последний год очень прибавила и научилась, как мы говорим, твердо стоять.
– Может быть, в жизни Капрановой, обладающей не менее уникальной пластикой и гибкостью, произошло что-то личное?
– Любовь? Я бы не возражала. Любовь, считаю, дала бы ей крылья. С Ольгой же случилась звездная болезнь.
– В какой форме находится Алина Кабаева?
– В прошлом году у Алины вдруг взыграла мысль, что все может повториться, как перед Олимпийскими играми в Афинах. Тогда она начала подготовку и к чемпионату мира, и к Олимпиаде, многое сделав заново в плюс к своим уже имеющимся наработкам. Но еще раз так не получилось. Кабаева провела сильную общефизическую подготовку и вдруг решила, что ей надо сделать так и столько, сколько и как считает нужным она сама. Я же увидела, что повторения быть не может. Должно было быть фундаментальное обновление, а не косметический ремонт, и чуть отошла в сторону. Она же съездила на соревнования в Италию, там провалилась, потом приболела и на чемпионате мира была лишь зрителем. А ведь я ей говорила: «Не хочешь, чтобы мы тебя торжественно проводили на чемпионате Европы 2005 года, не спеши, твое соревнование – следующий европейский чемпионат». «Хочу выступать на мире»,– ответила она. Ну смотри, я помогу, но будешь слушаться меня беспрекословно. Увы. Потом она опять закончила. Будучи в прекрасных человеческих отношениях, мы про спорт разговаривать перестали. И вдруг перед Новым годом Алина опять говорит: «Я хочу». Что ж, пожалуйста.
– О чем вы в тот момент подумали?
– Я всегда счастлива, когда возвращаются такие гимнастки. Когда Алина была солдатом, я была лейтенантом. Сейчас Кабаева стала генералом, но не должна забывать, что я командующий. Мы можем быть подругами, мамками, дочками, но в зале должна быть дисциплина как в армии. Главным талантом Алины всегда была ее дисциплинированность. Она мне верила так, что скажи я ей: «Бросайся с десятого этажа», она бы шагнула. Потому что мне верила. Без веры работать трудно, да и результата не будет.
– Когда Кабаева приступила к серьезным тренировкам?
– В конце нынешнего января. Вдруг я увидела ее такой, какой она была в 1999 году, когда впервые стала чемпионкой мира. Алина так же слушала, широко открыв глаза, безоговорочно выполняла все наставления, много работала и была скромной. А все потому, что в тот момент не была уверена в себе, в том, что сможет догнать Капранову и Сесину, ушедших вперед и тоже ставших чемпионками мира. Она жутко боялась, что у нее не получится их догнать и сделать программу по новым правилам. Чтобы снять комплекс безнадежно отставшей, мне пришлось на видео показать ей, что она в порядке. А уже в марте Кабаева стала обладательницей кубка чемпионок «Газпрома» в Москве и потом, поверив в себя, начала бороться за место под солнцем. Она знает, что моя любовь бывает только к чемпионам. Раз ты больше всех работаешь, значит, я нужна тебе, а ты мне.
– У Кабаевой четкая установка выступить на Олимпийских играх в Пекине?
– Я никогда не ставлю четких установок. Нужно одно – много работать, отрабатывая данный свыше талант. Отработает Кабаева на чемпионате Европы – прекрасно. Что будет дальше – увидим. Конечно, сегодня ей хочется выступить в Пекине.
– Вы давно говорите о том, что хотите найти и подготовить себе замену. Реальный человек на примете есть?
– Действительно, я подыскиваю человека, который бы сначала мне помог, что называется, по полной программе, а потом и заменил. Ведь если не обращать внимания на маленьких детей, не вырастут большие. В тренерских делах – то же. Мне помогает множество людей, но лидера, который бы глобально мыслил и видел в спортсменках то, что вижу я, а главное – знал, как из алмаза сделать бриллиант со множеством граней, пока нет.
– Кабаева в качестве преемника вами рассматривается?
– И Амина Зарипова, и моя главная помощница – тренер Вера Шаталина. Что касается Алины, пока даже не хочу говорить на эту тему. Потому что если она захочет, то по своим физическим данным может быть чемпионкой и до сорока лет. У нее нет потолка. Ее потолок – собственное настроение. Кончится эмоциональный заряд – кончится и спортсменка Кабаева. Что касается замены, я могу рассматривать кандидатуру даже неизвестного человека.
– Вы верите в то, что найдете себе достойную замену? И какое место готовитесь занять при преемнике сами?
– Консультанта.
– Российская гимнастика на голову выше общемировой, но, вопреки закону жанра, вид не умирает, а, наоборот, становится все популярнее. Почему?
– Просто мы никому не отказываем в помощи. Мексика, Казахстан, Азербайджан, США, Италия, Корея, Таиланд, Малайзия, Япония, Бразилия – всему миру стараемся помочь. Берем гимнасток к себе или отправляем своих тренеров. Если мы будем сидеть на своих секретах, то перестанем двигаться вперед. А когда наши соперники будут осваивать то, что уже умеем мы, значит, мы обязаны будем придумывать новое. Я хочу конкуренции. Без нее мы все умрем от скуки.