Тягачев: «Нужно защищать права своих спортсменов до последнего»
Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачов перед поездкой на Олимпиаду в Турин пообещал, что произвола, подобного Играм в Солт-Лейк-Сити, по отношению к российским спортсменам больше не будет, а он, как и тогда, собирается отстаивать права российских спортсменов. Об этом Леонид Тягачев рассказал в интервью «Коммерсанту», выдержки из которого мы приводим ниже.
– Прошлая Олимпиада в Солт-Лейк-Сити, где вы как президент ОКР возглавляли российскую спортивную делегацию, наверняка оставила неизгладимый след в вашей памяти...
– Американские Игры 2002 года были и для всех россиян, и лично для меня, без сомнения, самыми трудными, скажем так, в политическом плане. Никто не мог представить, что наши спортсмены – фигуристы и лыжницы – подвергнутся таким атакам. Мы оказались в трудном положении потому, что после распада страны, во-первых, пришла в упадок спортивная медицина, а во-вторых, ни государство, ни ОКР не имели соответствующей спортивной юридической службы. Поэтому все удары, которым мы там подверглись, я как руководитель делегации принял на себя. И хотя рядом со мной в Солт-Лейк-Сити находились и прежний президент ОКР, член МОК Виталий Смирнов, и губернаторы, и вице-премьеры, я ни разу не позволил себе назвать ни их фамилии, ни к ним апеллировать.
Не мне судить, правильно я действовал или неправильно, но зато – сам, потому как привык отвечать за все, что мне доверяют. Впрочем, я тогда осознавал, что не мог ни на что повлиять. За свою спортивную жизнь отлично усвоил: решение судьи на Олимпиаде никогда не отменяется. Зато морально защищая команду, я впоследствии услышал множество добрых слов от друзей, в том числе от олимпийских чемпионов горнолыжников Франца Кламмера, Тони Зайлера и Жана Клода Килли. Они говорили мне: «Леонид, ты единственный человек, который задал много нелицеприятных вопросов членам МОК. Ты имел полное моральное право развернуться и уехать с Олимпиады, на которой необоснованно дают две медали в фигурном катании, обнаруживают допинг у одних спортсменов, а выгоняют других. Когда в некоторых случаях фабрикуются дела, спортсменов дисквалифицируют, и уже невозможно доказать свою правоту, и, главное, трудно уже что-либо объяснить болельщикам».
– Теперь вы извлекли уроки из всего происшедшего и едете в Турин во всеоружии?
– Главное, что моя внутренняя позиция осталась незыблемой: нельзя ничего бояться. Нужно отстаивать свою точку зрения и защищать права своих спортсменов и тренеров до последнего. А к туринской Олимпиаде мы заблаговременно подготовились во всех аспектах. Теперь в России созданы свои сильные антидопинговая и юридическая службы. Я спокоен и уверен в том, что Олимпиада в Турине нашу команду не застанет врасплох. Даже если вдруг она опять подвергнется там каким-то нападкам. Теперь я не боюсь ни шишек, ни вопросов и только радуюсь тому, что снова руковожу олимпийской командой России.
Если спортивное счастье будет на нашей стороне, то мы закончим Игры в первой тройке. Пока что в смысле завоевания золотых медалей я ориентируюсь минимум на цифру «семь». Она счастливая. И надеюсь, что это количество побед нам обеспечат биатлонисты, фигуристы и лыжники.
– Задолго до начала Олимпиады в Афинах вы предупреждали, что самым напряженным моментом будет первая неделя, когда россияне по объективным причинам не смогут завоевать медали. Каких трудностей вы ожидаете сейчас?
– Зимняя Олимпиада намного компактнее летней, и мы надеемся, что награды россияне будут завоевывать едва ли не ежедневно. Но лично для меня самыми знаковыми станут дни, когда в решающую фазу вступит хоккейный турнир и будут разыгрывать медали фигуристы. В фигурном катании россияне явно претендуют на все четыре победы, но такова неписаная традиция вида, что, увы, сделать это нам не дадут. Хотя «не дадут» – немножко неправильное слово. В том случае, если наши выступят без ошибок и будут на голову выше всех своих соперников, судьи никуда не денутся. Безусловно, всех нас заставят затаить дыхание и выступления россиян в санном спорте и бобслее. Если судить по их выступлениям в Кубке мира, есть надежда остаться в лидерах и на Олимпиаде.