Остался без «золота», но изменил спорт. Величие Барышникова не измерить медалями
Возможно, в какой-то из параллельных вселенных живёт лыжник Александр Барышников. Едва ли поклонники спорта там о нём вспоминают. Много вы видели двухметровых и 130-килограммовых спринтеров? А великий советский толкатель ядра намеревался покорить мир именно с лыжными палками в руках. Пока в старших классах не провалил районные соревнования.
Олимпийское золото Виктора Капитонова. Глупая ошибка обернулась великой победой
Впрочем, если о мультивселенной не врут, то есть мир и с баскетболистом Александром Барышниковым. В этот вид спорта его позвал знаменитый советский тренер Владимир Кондрашин в 1972-м году, увидев игру 23-летнего легкоатлета на площадке. Но позднее в одном из своих немногочисленных интервью Александр объяснит разницу между метанием ядра и баскетболом: первое требует самосозерцания, второе – оглядку на партнёров.
Последнее золото Советского Союза. Владимир Сальников: мечтал, вернулся, победил
Самосозерцание натуре Барышникова оказалось ближе. Всё же он из Ленинграда, который через 25 лет, будучи уже Санкт-Петербургом, с лёгкой руки Бориса Ельцина станет «культурной столицей мира». Да и получалось у Александра здорово: в 1968-м он выиграл юниорский чемпионат СССР, а всего через два года попал в школу великого Виктора Алексеева, подарившего Советскому Союзу и всей лёгкой атлетике пять олимпийских чемпионов и многочисленных мировых рекордсменов. Но вклад выдающегося тренера неоценим по другой причине: Алексеев понял, что гораздо эффективнее толкать ядро не со скачка, а с поворота.
Техника получила название «круговой мах», а первым в истории, кто достиг рубежа 22 метра, стал Александр Барышников. Случилось это незадолго до начала монреальской Олимпиады-1976. Но четырьмя годами ранее, перед стартом Игр-1972 в Мюнхене, о рекордах в команде Барышникова если и мечтали, то с прозаическими оговорками. Дебют с «круговым махом» на Спартакиаде народов СССР в 1971-м году оказался провальным: Александр толкнул на 17,8 метра (личный рекорд на тот момент – 18,5 метра) и не попал даже в финал.
Вскоре поступило то самое предложение Кондрашина. Перспективы после отказа от смены ядра на баскетбольный мяч были туманные. И дело не только в неудачной Спартакиаде, но и в том, что Барышникова и остальных советских спортсменов вообще не хотели допускать до Игр-1972. Всё из-за «кругового маха» – за олимпийскими кулисами советская сторона боролась против приравнивания новой техники к нарушению правил.
Битву в кулуарах выиграли в последний момент. К соревнованиям в блестящей форме подходил и Александр, в течение года обновивший рекорд СССР, толкнув ядро на 20,54 метра и выиграв чемпионат страны. Но ОИ-1972 сложились неудачно: 18,91 метра, 14-е место в квалификации и косые взгляды соперников из других стран на новомодную технику. Барышников и Алексеев принялись работать над усовершенствованием метода.
В Монреаль на Олимпиаду-1976 Александр приехал в возрасте 27 лет с мировым рекордом в 22 метра за плечами, установленным на соревнованиях во Франции накануне Игр. Тогда Барышников опередил другого ленинградского легкоатлета – Евгения Миронова. Это уже было полноценное противостояние: на чемпионате СССР по лёгкой атлетике в том же году Александр уступил именно Миронову.
В Канаду спортсмены отправились сразу из Франции. Началась Олимпиада для Барышникова просто прекрасно: толчок на 21,32 метра и олимпийский рекорд. Но на следующий день всё пошло наперекосяк. Финал приостановили прямо перед попыткой Александра – у американского атлета Джорджа Вудса заболело сердце. Участники в смятении, никаких инструкций от организаторов. Пауза затянулась на полчаса, после чего обескураженные олимпийцы один за другим принялись заваливать свои попытки.
Барышникову всё же удалось выйти в лидеры. Первое место он удерживал вплоть до пятой попытки спортсмена из ГДР Удо Байера и… Евгения Миронова, метнувших на 21,05 и 21,03 метра соответственно. Но у Александра оставался последний шанс. По его собственным признаниям, он был уверен в победе. Но через несколько мгновений выяснилось, что ядро улетело всего на 20,97 метра.
В личном противостоянии верх взял Миронов. А «Золото» 21-летний Удо Байер завоевал по старинке: толкнув ядро со скачка. Но будущее, как мы знаем, оказалось за «круговым махом». Более того – на Олимпиаде-1980 в Москве Александр поквитался с Байером, опередив его в борьбе за… серебро – да, снова не покорилась Барышникову вершина пьедестала. На котором после финала господствовал другой советский спортсмен – Владимир Киселёв. Подвели травмы – Александр пропустил большинство стартов в том году.
Он укротил толпу простым жестом. Поражение, сделавшее Немова кумиром поколений
Кто знает, может Барышников всё-таки ушёл бы из спорта с золотой олимпийской медалью, но советское руководство бойкотировало Игры-1984 в Лос-Анджелесе. Вскоре Александр завершил карьеру в составе сборной СССР. А в последний раз взял в руки ядро в 1994 году на внутреннем первенстве.
Укол, которого не было. Обман пятиборца Онищенко опозорил сборную СССР
Сегодня все ведущие атлеты мира, включая обладателя олимпийского рекорда американца Райана Краузера (23,30 м на ОИ-2020 в Токио), толкают с поворота. История Александра – это тот случай, когда вклад в развитие спорта нельзя оценивать по химическому составу олимпийской медали. Прошло уже почти полвека, а до сих не придумали ничего эффективнее «кругового маха», разработанного в долгих и почти научных опытах Алексеевым.
В других вселенных до сих пор толкают со скачка – Барышников был не просто исполнителем метода Алексеева, но и полноправным соавтором.