«Должны были немцам 10 забить, а мы проиграли». 44 года назад стартовала Олимпиада-80
Ровно 44 года назад в Москве стартовал легендарный во всех его проявлениях турнир. Советский Союз проводил Олимпийские игры. Церемония открытия состоялась 19 июля 1980 года. Одним из самых ожидаемых и любимых, вне сомнений, был футбольный турнир. И здесь нам есть чем гордиться. Сборная СССР под руководством Константина Бескова завоевала бронзовые награды.
Участники того легендарного события рассказали «Советскому спорту», как проходил футбольный турнир, и рассказали с позиции непосредственных участников, насколько важным и невероятным было это событие.
Ринат Дасаев. Вратарь сборной СССР:
Олимпиада всегда была турниром, на котором все хотели выступить, в том числе и мы. Сыграли хорошо, только была неудача с ГДР, но футбол есть футбол. Олимпиада хорошо прошла не только для нас и для других спортсменов, но и для зрителей, которые приходили на спортивные мероприятия и болели за наших. Поэтому я считаю, что это хорошее мероприятие.
Было четыре претендента на высокие места: мы, югославы, ГДР и Чехословакия. Чехословакия приехала с чемпионата Европы, на котором они заняли третье место. У них была хорошая команда. С ГДР больше нам не повезло, конечно, мы были сильнее. Много моментов было не использовано. Они один момент имели и забили. Но в матче за третье место мы обыграли югославов по всем статьям.
Многие болели за нас, были полные «Лужники» с ГДР. За нас переживали, думали, что мы будем в финале и завоюем золотые медали. Поэтому народ пришёл поддержать нас, посмотреть. Раньше футбол был не только на Олимпиаде, но и вообще везде. В нашем чемпионате раньше меньше 50-60 тысяч не приходило. Народ любил футбол.
Это первое такое значимое соревнование для меня, даже не только для меня, но и для остальных ребят. Тем более Олимпиада дома. Выступить на Играх – это большое дело. Медали мы завоевали, пусть и бронзовые, но для нас это большое дело. После этой Олимпиады пошли чемпионаты мира, чемпионаты Европы. Это тоже те футбольные чемпионаты, которые помогают не только зрителям, но и нам, футболистам, чтобы оставить своё имя в футболе.
У нас была очень сильная команда, много ребят было. Перед Олимпиадой в 1979 году у нас была Спартакиада в СССР. Москва выиграла, и большинство футболистов попали в олимпийскую сборную. У нас сильная команда была не только на Олимпиаде, но и в 1980-е годы на чемпионате Европы и на чемпионатах мира. Мы могли завоёвывать призовые места на чемпионатах мира, но решал фактор судейства, которое нам никак не помогало, из-за него мы лишались каких-то медалей.
Сборная 1988 года, которая Олимпиаду в Корее выиграла, была молодая. Тогда выступали ребята, которые ещё не играли на чемпионатах Европы и чемпионатах мира, потому что нам уже нельзя было играть. Молодёжь у нас была хорошая, и она потом выступала в большинстве чемпионатов мира, чемпионатов Европы. Хорошо, что выиграли Олимпиаду-1988. Мы очень за них переживали, болели.
Сергей Шавло, полузащитник сборной СССР:
Мы проводили нашу первую Олимпиаду. Конечно, атмосфера была отличная. У нас была чемпионская команда, но нам не удалось выиграть, поэтому эмоции были негативные. А так всё в основном прошло нормально. Многие страны отказались приезжать, но основные команды, которые вышли в финал и полуфинал, – это ГДР, СССР, Югославия и Чехословакия. Мы уступили ГДР в полуфинале и выиграли матч за третье место у Югославии. Поэтому только в бронзах.
На матче с ГДР было почти 100 тысяч зрителей. Мы до этого играли на «Маракане», там было 160 тысяч, поэтому для нас это было нормально. Но поддержка была отличная, естественно. Всё было на уровне, однако мы не могли забить ГДР. Мне кажется, для тех, кто играл в той команде, это был серьёзный удар.
Мы провели 17 матчей, товарищеских и на Олимпиаде, из них 16 выиграли, только ГДР проиграли. Мы выиграли у сборной Швеции, обыграли Болгарию, победили бразильцев на «Маракане». А это непростые команды. Обыграли сборную Франции с Жирессом и Платини. Это была сборная, которая должна и могла выиграть, но такое случается. Видели же чемпионат Европы этот – все ставили на Францию, Германию, но выиграла Испания. В этом весь футбол.
Не могу сказать, что для меня это был самый важный международный турнир в карьере. Но Олимпиада – это то, что бывает раз в четыре года, и, конечно, попасть в олимпийскую сборную – это было очень престижно. Мы очень серьёзно готовились, проводили игры на высоком уровне. И, к сожалению, вот этот основной матч не смогли выиграть. Мы были подавлены. Немножко нас встряхнули перед игрой за третье место, и нам удалось выиграть. Хотя сборная Югославии в то время – это не нынешняя Сербия и не Хорватия, а большая Югославия, которая была одним целым, лучших футболистов выставляла. Так что, думаю, мы заслужили большего, но, к сожалению, не удалось.
Через восемь лет уже взяли Олимпиаду, но трудно соединять два поколения. Считаю, что в 1988 году у нас была сильная сборная, она и доказала это. Хотя где-то подвезло. Знаете, как бывает: там не забили, а здесь забили. Футбол – это мастерство, но ещё есть везение, судья, поэтому всякие ситуации бывают.
Реваз Челебадзе, нападающий сборной СССР:
Впечатления очень плохие от той Олимпиады – мы золото потеряли. 100-процентное золото потеряли. Очень плохое впечатление от футбола, мы были там, и какая-то вторая немецкая команда обыграла нас. Наша команда должна была им 10 голов забить, но мяч не вошёл в ворота. Закончилось это для нас плачевно, взяли только третье место.
Давайте начну издалека. У меня была вот такая ситуация. Я отыграл весь подготовительный цикл, был игроком основного состава, со мной обыграли сборную Бразилии – 2:1. Когда вернулись, у меня пошёл спад. В сборную вызвали 26 человек, но на Олимпиаде участвовать могли только 17, то есть 16 в основной команде и один запасной. Эти 26 человек прошли все сборы.
Наступает последний день. Бесков говорит: «Вот 16 человек на доске, которых я выбираю, и остаётся один запасной – форвард. 17-й – это Владимир Казачёнок, Вадим Евтушенко, Сергей Родионов или Реваз Челебадзе, который с нами целый год играл». Они были в Москве, а я в Тбилиси, так как меня не вызвали. Из 16 человек 11 проголосовали за меня, и я был вызван в сборную. Все хорошие игроки были, все, выбирай кого угодно: Родионов, Евтушенко, Казачёнок и Челебадзе. Я был дома, а они там, но выбрали меня.
Могу сказать, что мы всех легко обыгрывали. Но что случилось с ГДР – это просто страшная вещь. Страшный шум остался. Мы не стали олимпийскими чемпионами. Представьте, что творилось на трибунах! Я был виноват как никто другой. Бесков меня в четвертьфинале после первого тайма заменил. Мы выиграли этот матч 2:1. И на установке он жёстко поговорил со мной, а я обиделся. Ну, знаете, дурак молодой. «Тогда всё», – больше он ничего не сказал. А на матч с ГДР он меня не включил в заявку, решил играть против немцев без запасного центрфорварда. И когда у центрфорварда игра не пошла, кто-то должен был выйти на гол, но у него уже возможности провести такую замену не было. Может быть, я бы вышел и забил, чёрт его знает. То есть сначала он взял меня в сборную, а потом на меня обиделся.
А где-то в 1989 году в Москве была такая ситуация. Приезжаю, захожу в ресторан гостиницы «Советская», вижу за столом: Лев Иванович Яшин, Константин Иванович Бесков. Я был уже не футболистом, а председателем общества «Динамо» в Аджарии. Ещё молодой, 32-33 года. И мы сели за стол, обнялись. Я говорю: «Константин Иванович, я виноват». Он говорит: «Резо, дурак ты. По-другому можно было тебя наказать, но ты должен был сидеть в запасе, чтобы выйти, если что-то случится. Я без форварда остался». Он открытый. Это уже другой разговор был. Мы как отец и сын. Вот такие отношения были у нас. И со Львом Ивановичем, и с ним тоже. Ну, что поделать, случилось вот так.
О силе той нашей сборной говорят результаты матчей. Первая подготовительная игра в Болгарии в марте – 3:1 выиграли на выезде. Потом выезжаем в Швецию – их 5:1 обыграли, приезжаем домой – сборная Франции, 1:0 обыграли, потом поехали в Бразилию – 2:1 обыграли, приезжает Дания – 2:0 обыграли. Платини, Тигана, Зико, Фалькао, Жуниор, Терезо, сборную Бразилии на «Маракане» обыграли, ту Бразилию! Какая-то корейская сборная приехала, товарищеский матч был, 13:0 или 14:0 обыграли их на базе. Ну просто смехотворно. Команда была на голову выше остальных, играли в одни ворота. Они где-то из 90 минут только пять находились на нашей стороне, 80-85 минут мы были на их половине, играли там. Вот такая судьба, фортуна футбольная, не повезло. Не реализовали моменты, и всё.
Был такой футболист, царствие небесное, Александр Прокопенко. Он говорил: «Приезжаю в Минск, у меня в руках две бутылки шампанского. Все встречают, говорят: «Прокоп приехал! Золото выиграл!» Он в ответ им: «Какое золото, бронзу!» Фантастический парень был. Хорошие времена были, была очень большая и серьёзная сборная.
Мы гордимся, что три грузина играли на Олимпиаде там, а потом уже случилось вот так, это наша вина была. Мы 100% думали, что чемпионы. Никогда не надо задирать нос, правильно?
Передаю всем тем ребятам большой привет! Царствие небесное моему брату Фёдору Черенкову… Мы в одной комнате были, жили, когда в сборную приезжали. С Бессоновым связь поддерживаю, с Буряком. Это наши футбольные, братские связи! Тот же Чивадзе – мой брат! Он как родной брат. Мы одна душа – мы все братья!
Александр Чивадзе, защитник сборной СССР:
Не буду многословным. Хочу в честь годовщины этой Олимпиады пожелать здоровья всем футболистам, которые были рядом со мной. И те футболисты, начиная от Рината Дасаева, заканчивая Олегом Блохиным – великие футболисты. Я скажу так: сборная Советского Союза была сборной мира, а я в ней капитаном был. Этим всё сказано!