Бойкоту Игр в Лос-Анджелесе 40 лет. Обида за упущенный шанс жива до сих пор
На случай, если вдруг что-то синхронно не заладилось, есть универсальный такой журналистский штамп – чёрный день. Вылетели, например, все российские команды из еврокубков – чёрный день российского футбола. Проиграли теннисисты – чёрный день российского тенниса. То же самое и с хоккеем, и с биатлоном, и с фигурным катанием. Последнее, к счастью, случалось очень редко. Алгоритм, думаю, понятен.
Но 40 лет назад произошло событие, которое до сих пор, даже с учётом всех будущих дисквалификаций и отстранений, стало самым чёрным днём всего отечественного спорта. Сборная Советского Союза проиграла Олимпиаду в Лос-Анджелесе, потому что просто туда не поехала. Это был самый глупый, самый неоправданный бойкот из всех, что только можно себе представить.
Как всегда, всё познаётся в сравнении. В начале ХХ века к Олимпийским играм такого подобострастного отношения не было. Первый раз событие было настолько заурядным, что в нём приняли участие всего 14 стран. Российская империя не запрещала своим атлетам ехать в Афины. Но и денег молодой правитель государства Николай II на эту затею не выделил. Казна готовилась к коронации, которая по времени разминулась с I Олимпийскими играми всего на пару недель.
Трансвестит откроет Игры в Париже. Накануне в столице сожгли олимпийские кольца
Через четыре года в Париже количество стран удвоилось. В играх впервые приняла участие Россия, но наши спортсмены не завоевали ни одной медали, поэтому в следующий раз в Сент-Луис мы вновь не поехали. Кстати, та Олимпиада стала наименее представительной по количеству государств. Их было всего 12. Организация была настолько ужасной, что многие страны, включая Россию, попросту отказывалась ехать. Наверное, это и был первый спортивный бойкот в истории. Хотя никакими политически лозунгами прикрыт он не был. В итоге игры растянулись почти на полгода. И, за неимением соперников, американцы выиграли 74 из 97 золотых медалей.
По-настоящему международным олимпийское движение стало только после Первой мировой войны. И первым делом МОК отстранил от игр-1920 и 1924 германских спортсменов. Наверное, не нужно объяснять, за что. Но и советских туда тоже не позвали. Здесь логика МОК работала следующим образом: Советская Россия не может быть правопреемником Российской империи. Когда же несколько лет спустя Советский Союз всё же пригласили на Олимпиаду, мы отказались, видимо, не забыв старые обиды.
Не поехали мы и в Лос-Анджелес-1932. Там, кстати, тоже был интересный скандал. В США в то время бушевала Великая Депрессия. Правительство во главе с президентом Гувером эти игры игнорировало. Финансовой помощи с их стороны не было, и, соответственно, количество спортсменов, по сравнению с Амстердамом, упало в два раза. А вот прибыль от проведения игр, напротив, в два раза выросла. Разумеется, в общем зачёте опять победили американцы.
Новая речь Баха – абсурд. Россиян не пускают на парад олимпийцев из-за референдума в Крыму
Четыре года спустя Олимпиаду принимал Берлин. Уже после выбора столицы власть в Германии поменялась. Громче всех на переносе игр настаивала… Америка, ну а кто же ещё? Лозунги и риторика слово в слово повторятся через 70 лет, когда Англия будет требовать перенос чемпионата мира по футболу из России куда-нибудь в Великобританию. Всё новое – это тщательно забытое старое.
МОК под США не прогнулся. В этой организации всегда тёрлось много сумасбродных людей, но тогда у них всё же был характер. США угрожали бойкотом до последнего и в итоге прислали самую многочисленную делегацию. Правда, перед этим США несколько раз направляли различные делегации, дабы убедиться, что Берлин гарантирует безопасность всех участников. Удостоверившись, американцы привезли бегуна Джесси Оуэнса, которому из-за тёмного цвета кожи не разрешали выступать на родине. В нацистской Германии на провокацию не поддались. Оуэнс, выиграв четыре золотые медали, вернулся в Аризону, где и умер в нищете и постоянном преследовании властей.
Следующего громкого бойкота пришлось ждать 20 лет. Ехать в Мельбурн отказались Египет, Ливан, Ирак и почему-то Камбоджа. Причиной стали притеснения Европой коренных жителей Суэцкого канала. В ответ европейцы оставили дома Нидерланды, Испанию и Швейцарию. Их повод заключался в том, что Советский Союз подавил восстание в Венгрии. При этом сами венгры в Австралию полетели. И даже отметились знаменитой дракой в бассейне.
А ещё там была удивительная история с Китаем, который на Олимпиаду очень рвался, но так и не был приглашён. Зато приехал Тайвань, и под лозунгом «О, спорт – ты мир!» завязался крупный международный скандал.
Британия голосует за допуск россиян без условий. Их буквально заставили сдаться
Китаю в то время вообще не везло. В 1964-м их не пустили в Токио. Точнее, Китай, Индонезия и КНДР бойкотировали эти игры по до боли знакомой нам причине. МОК отстранил от Олимпиады тех спортсменов, которые приняли участие в играх GANEFO. Это было очень похоже на игры БРИКС, которые с таким нетерпением ждут атлеты нашей страны в нынешнем году. Китай долго никуда не приглашали, и крупнейшая по населению страна в мире придумала такой ответ.
Пикантности ситуации добавлял тот факт, что Япония в Китаем находились, мягко говоря, не в приятельских отношениях. В своё время Япония Китай оккупировала и качала из него ресурсы, как могла. В принципе, именно из-за этого у Токио и забрали первую Олимпиаду. Но 25 лет спустя МОК встал на сторону японцев. В итоге КНР впервые появится на Олимпийских играх только в 1984 году.
Вот так плавно мы добрались до двух самых «ярких», а на самом деле чёрных историй Олимпийского движения. Мир, разделённый политиками на две половины, впервые схлестнулся на теме спорта ещё в 1970-м. Три города – Москва, Лос-Анджелес и Монреаль - боролись за право принять игры 1976 года. Первый раунд выиграла столица Советского Союза. Лос-Анджелес вылетел. По легенде, ТАСС даже успел дать сообщение, что игры пройдут в СССР. Но во втором раунде все, кто голосовал за Лос-Анджелес, выбрали Монреаль.
Это был невероятный скандал. Советская делегация уверяла, что результаты подтасованы и что олимпийское движение, вместо того чтобы способствовать миру, наоборот – разжигает рознь. Чтобы хоть как-то погасить страсти, Москва и Лос-Анджелес на практически безальтернативной основе получили соответственно ХХII и ХХIII Игры. Но бойкота избежать не удалось. Об этом редко пишут, но в Канаду не приехала почти вся Африка. Если вы верите в справедливость в спорте, то вот вам интересный факт: Канада на домашней Олимпиаде не завоевала ни одной золотой медали. Никогда больше такого не было.
Бах спятил. Глава МОК помолился африканским богам, чтобы отменить Игры дружбы
Прячась за железным занавесом, советские граждане даже не догадывались, как поливает выбор Москвы западная пресса. А тут ещё этот Афганистан… В общем, в Советский Союз не приехали 60 стран. Очень хочется, чтобы этот «мировой рекорд» так и не был никогда перебит.
В 1984-м сделать этого не удалось. Многие спортсмены до последнего верили, что никакого бойкота не будет. Глобальных поводов, типа локальных военных конфликтов, для этого не было. Членам сборной никто ничего не говорил. Все продолжали готовиться к главному старту четырёхлетия, а для кого-то и к главному старту всей жизни.
Президентом МОК в то время был Хуан-Антонио Самаранч. Он лично прилетал в Москву в 1982-м, чтобы быть уверенным в участии СССР на играх в Лос-Анджелесе. Ответ его более чем удовлетворил. Правда, встретиться с генсеком ему не удалось. Леонид Ильич Брежнев был уже очень болен. Но все знали, что он – большой поклонник спорта. И Гейдар Алиев — руководитель делегации, принимавшей Самаранча – заверил президента МОК, что наша заявка снята не будет.
Брежнева сменил Андропов, при котором эта тема тоже была табуирована. Ведь Андропов также очень любил спорт. Всё изменилось 9 февраля 1984-го, когда Юрия Владимировича не стало. 11 апреля генеральным секретарём КПСС стал Константин Черненко. До спорта ему не было никакого дела. Идейным вдохновителем решения стал министр иностранных дел Андрей Громыко, прозванный западной прессой "Мистер Нет". Спорткомитетом тогда управлял его ставленник Марат Грамов. Именно ему в конце 1983 года предстояло поехать на места и «изучить возможность направленных против советских спортсменов различных подрывных акций».
Бах назвал основания дисквалификации россиян с Игр. Они уже даже не стесняются
Материалов Грамов набрал очень много. Во-первых, для граждан соцлагеря принимающая сторона придумала особые анкеты. Не то чтобы заполнять их было слишком утомительно, просто в этом угадывалось пренебрежительное отношение. Более того, в Лос-Анджелес из-за запутанной истории с корейским «Боингом» запретили пускать советские самолёты, а местный порт запретил швартовку советских кораблей.
На самом деле это было очень важной частью поездки. По замыслу нашей делегации идеальным местом проживания советских спортсменов был морской лайнер. Разговоры о перебежчиках были уже тогда. Но никаких кораблей нам, конечно, не разрешили.
Однако последней каплей стал отказ принимающей стороны дать гарантии безопасности спортсменов. Как тут не вспомнить историю с Олимпиадой в Берлине.
Грамов очень долго готовил доклад «наверх». Так долго, что за это время СССР успел проиграть зимнюю Олимпиаду в Сараево. Второго поражения Коммунистическая партия допустить не могла. Громыко умел убеждать, и 5 мая Константин Черненко подписал свой печально знаменитый указ.
«Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развёрнутой в США антисоветской кампании…» — гласило постановление Политбюро ЦК КПСС «О вопросах Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США).
Спортсменам ничего не говорили ещё целых три дня. Видимо, подпись Черненко на указе должна было хорошенько высохнуть.
В итоге мы подарили США не просто победу на Олимпиаде, а позволили сделать это с невероятным размахом. Американская сборная завоевала 83 первых места, перебив прежний советский рекорд на три золота. Если СССР хотел как-то испортить своему геополитическому сопернику праздник, то вышло всё наоборот. Единственный плюс той истории в том, что на играх в Лос-Анджелесе весь мир окончательно понял, что путь бойкотов главного события в мире спорта – это путь в никуда. Наша страна недосчиталась десятков олимпийских чемпионов, которые стали бы кумирами для молодёжи своего поколения. И этого уже не вернуть.
Если бы ещё на этих ошибках умел учиться Международный олимпийский комитет…