Участник Олимпиады Игорь Сысоев: Наш триатлон – дилетантский

Девятое место россиянина Игоря Сысоева в триатлоне, как ни странно, можно считать большим успехом. Этот вид спорта у нас развивается слабо – нет ни массовости, ни денег. Каких медалей мы ждем в Пекине, когда в год на весь триатлон у нас выделяется $150 т
news

ТРИАТЛОН. ПЕКИН-2008
РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Девятое место россиянина Игоря Сысоева в триатлоне, как ни странно, можно считать большим успехом. Этот вид спорта у нас развивается слабо – нет ни массовости, ни денег. Каких медалей мы ждем в Пекине, когда в год на весь триатлон у нас выделяется $150 тыс.?

КОРОБОВ: «ПРОГРЕСС НАЛИЦО»

На Олимпиаду мы отправили лучшие силы российского триатлона. Дмитрий Полянский (№ 19 в мировом рейтинге), Игорь Сысоев (23), Александр Брюханков (34). Есть еще Иван Васильев (3). В табели о рангах он отстает только от зубров – Гомеса и Дочерти. Но вот парадокс – третье место в мире не гарантировало Васильеву поездку в Пекин. На чемпионате мира в Ванкувере он выступил неудачно и не получил олимпийскую лицензию.

По три лицензии завоевали только восемь стран – Канада, Франция, Великобритания, Германия, Новая Зеландия, Швейцария, США и Россия. Нет, не все так плохо в нашем триатлоне. Он медленно, но верно прогрессирует. Взять хотя бы вчерашний первый этап. После полуторакилометрового заплыва по озеру Сысоев идет на втором месте. Неужели родится сенсация?

По ходу велогонки на 40 км наши держатся в общем пелотоне.

— Эх, неправильно они поступают, — сетует Анатолий Коробов, президент федерации триатлона России, который болеет за ребят на кромке стадиона и выкрикивает им советы, когда парни проезжают мимо. – Они едут не в головке, а в середине группы. Представьте, сколько на этом потеряют, когда перейдут с велосипеда на кросс. Отстанут от лидеров еще секунд на двадцать. Попробуй это ногами отыграть!

Прожженный триатлонист Франсиско Хавьер Гомес в беге на 10 км держится чуть сзади лидирующей группы. Но это пока…

— Сейчас он «накатывать» начнет! – предсказывает Коробов. – У него всегда такая тактика. Когда все в гору бегут, когда предельно тяжело, Гомес прибавляет. Он кучу турниров такой тактикой выиграл.

Россияне отстают безнадежно. Брюханков и Полянский ведут борьбу в третьем десятке. Лучше позиция у Сысоева, который выжимает из себя все и обгоняет конкурентов одного за другим. На бег он ушел 39-м, но на финише занял девятое место. Игорь точно сделал все что мог.

— В десятке! – радостно восклицает Коробов.

— А какая разница – 10-е или 15-е место? – интересуюсь я. – Все равно без медали.

— Тогда, получается, только три страны нужно в триатлоне оценивать? Сысоев на прошлой Олимпиаде в Афинах был только 15-м. Прогресс очевиден. Полянский выступил неплохо, Брюханков перегорел. Но это молодые ребята, у них все впереди. Ведь в триатлоне зрелыми атлетами становятся в 28—32 года. В целом я доволен выступлением парней в Пекине.

— Сколько вообще людей занимается в России триатлоном?

— Примерно две тысячи спортсменов. Очень мало. Обидно, ведь все ездят на велосипеде, бегают, плавают… Если бы наш вид спорта грамотно раскрутить, он стал бы таким же массовым, как в Германии. Но нам не хватает ни внимания, ни денег.

СЫСОЕВ: «НАШ БЮДЖЕТ В 47 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ГЕРМАНИИ»

Гомес, от которого ждали только золота, на финише спекся и даже не взял медаль. О немцах мы заговорили – и победил Ян Фродено из Германии. Здоровенная двухметровая шпала. Фродено может себе позволить жить в Кейптауне (ЮАР) и заниматься триатлоном в прериях Африки.

— Гонка сложилась без особых проблем, — стирая пот с лица, рассказывает Сысоев, когда я торможу его на интервью. – Единственное, расстроен из-за того, что плохо въехал в транзитную зону. Из-за нее потерял много времени, отстал метров на сто. Думал зацепиться за лидирующую группу. Но получилась какая-то ерунда. Пришлось тупо наверстывать отставание в беге. Набрал только на девятое место.

— Оцените нюансы олимпийской трассы.

— Резиновое покрытие очень липкое, вязнет. Велосипед в нем «проваливается». Ехать тяжело. И дышать тоже. Резина нестерпимо воняет. Краска налипает на шины, и на поворотах становится скользко (кстати, из-за этого накануне получила серьезную травму российская триатлонистка Ирина Абысова, угодившая в завал. — Прим. ред.)

На велосипеде тут ездить плохо. Но для бега – нормально. Это лучше, чем мотаться по асфальту.

— Реально ли России взять медаль в триатлоне?

— Русским лучше в холоде выступать. Вот в Лондоне по определению не может быть жары. Поэтому, может, и завоюем медаль на следующей Олимпиаде.

— Вы профессионально занимаетесь триатлоном. А на что живете?

— Закончил технический университет, поступил в физкультурный – учусь на тренера. Прожить на призовые от стартов в триатлоне нереально. Получаю ставку в ШВСМ (школа высшего спортивного мастерства) – 15 тысяч рублей в месяц. Из сборной со стипендии ушел. Платили там две тысячи рублей. Хорошо, что постоянно на сборах, где меня обеспечивают всем нужным. Но если получу травму, это будет конец спорту. Нужно будет думать, куда идти работать, чтобы прокормить себя и семью – жену, дочку.

Бюджет федерации — $150 тыс. Меньше, чем у Польши. Причем эти деньги – вообще на все: соревнования, сборы, женскую и мужскую команды. Мы вынуждены заявлять медаль в плане Росспорта, чтобы хоть какие-то деньги дали.

В других странах финансовый вопрос даже не возникает. Под триатлон в той же Германии выделяется $6—7 млн. в год. С мая по октябрь там проходят старты чуть ли не каждый день. Соревнуются даже дети и старики. Там клубная система. А у нас – региональная. Каждому спортсмену, чтобы куда-то перейти, нужно собрать кучу бумажек. Бюрократия… В Германии же клуб берет триатлониста на зарплату, содержит его, готовит к соревнованиям. Так что я совсем не удивлен, что здесь победил немец, – резюмирует Сысоев.

«ПЛАВАТЬ, ЧТОБЫ КУШАТЬ»

— А как вы попали в триатлон?

— Я занимался плаванием, подавал надежды. Но тогда в Питере жил, а плавание находилось в кризисе. Мне нужно было попасть в ЦОП – Центр олимпийской подготовки, чтобы что-то кушать. Никаких ведь условий не было. Но в ЦОП меня не взяли: в обычном плавании я оказался недостаточно силен, а марафонское тогда не было представлено на Олимпиаде.

Уже решил завязывать со спортом. Но съездил на зимний триатлон – плавание, велосипед по треку, бег. И вообще не готовясь, стал пятым в гонке. Нормально, думаю. Буду заниматься триатлоном.

— Ничего, вот выделит новый министр спорта Виталий Мутко солидную сумму под триатлон, и мы выиграем медаль в Лондоне.

— Деньги – это хорошо. Но главное, чтобы они до спортсменов дошли. Можно сделать бюджет в десять раз больше. Но ничего не изменится. Триатлон необходимо продвигать. Нужны профессиональные менеджеры. А пока такой команды нет, триатлон у нас и дальше будет находиться на дилетантском уровне.

СТАТИСТИКА

Триатлон. Мужчины

1. Фродено (Германия) – 1:48.53,28. 2. Уитфилд (Канада) – 1:48.58,47. 3. Дочерти (Новая Зеландия) – 1:49.05,59. 4. Гомес – 1:49.13,92. 5. Рана (оба – Испания) – 1:49.22,03. 6. Ангер (Германия) – 1:49.43,78… 9. Сысоев – 1:49.59,38… 22. Полянский – 1:51.11,61… 24. Брюханков (все – Россия) – 1:51.22,59.

Новости. Олимпиада