Больше, чем преступление. Как агентство по сбору мочи стало решать, кому иметь гимн, флаг и честь?
WADA обвиняет российскую сторону в попытках скрыть свои допинг-нарушения путем внесения изменений в базу данных Московской лаборатории. Если WADA выиграет дело, то наши спортсмены будут выступать на двух Олимпийских играх в нейтральном статусе. А России может лишиться права проведения ряда крупных международных турниров.
Кроме того, под угрозу встанет главенствующая роль МОК в олимпийском движении. Как иначе, если не Международный олимпийский комитет будет решать, кого допускать на Игры и при каких условиях, а кого нет, а частная контора. Тут недалеко и до раскола олимпийской семьи. Тем более, у WADA, похоже, начинают расти аппетиты. Так всегда бывает, когда хулигана не останавливают после первых нарушений, не бьют вовремя по шаловливым ручкам.
Глава WADA Витольд Банька на днях сделал сенсационное заявление, сообщив общественности, что сборная США может быть отстранена от участия в Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Вот тебе на! Ну ладно речь бы шла о нас, Россия уже привыкла к предвзятому отношению со стороны этой антидопинговой, с позволения сказать, конторы. Американцев-то, главных своих спонсоров и кураторов, за что?
Дело в том, что США задумали сократить финансирование агентства, которое всех начинает все больше раздражать. Власти страны при Дональде Трампе стараются меньше платить различным международным организациям, например, ВОЗ из-за ее ошибок в информировании по пандемии. Но в случае с WADA янки пошли дальше, пригрозив совсем перестать давать бабки. Управление по контролю за наркотиками в Штатах выступило с жесткой критикой деятельности WADA и рекомендовало как можно быстрее свернуть любое финансирование агентства.
Американцы платили самый большой взнос, а потому их планы привели руководство WADAв ярость. Они грозятся отстранить спортсменов страны от крупнейших турниров. Но, как видится, только окончательно настроит против них весь спортивный мир, который пока, к сожалению, наблюдает за борьбой России с чиновничьим беспределом со стороны.
WADA достало всех здравых людей из мира спорта. Если даже авторыTheNewYorkTimesначинают задаваться вопросами: до какого идиотизма можно дойти, что агентство по сборе мочи наделено полномочиями решать, кому петь гимн, кому нести флаг своей страны и заклеивать эмблемы на своей форме? Действительно, как эта организация, которая должна выполнять техническую и незавидную работу, умудрилась стать политическим инструментом, получив рычаги влияния на больших игроков?
«Подарочек» преподнес в свое время Хуан Антонио Самаранч, занимавший пост главы МОК с 1980 по 2001 год. В 1999-м активизировался канадец Ричард Паунд, он был членом Исполкома МОК, отвечал за взаимодействие с ТВ и спонсорами. А тут неожиданно вышел с предложением о создание независимого агентства, которое отвечало бы за вопросы допинга. МОК переживал непростые времена в связи с коррупционным скандалом из-за получения Солт-Лейк-Сити прав на проведения Олимпиады-2002. Самаранч был уже в годах, да к тому же в тот период был озабочен другими проблемами, а потому закрыл глаза на появление WADA. Когда понял, что допустил ошибку, исправить что-либо уже не смог. Самаранчу было за 80, он прощался с МОК. Паунд сотоварищи даже слушать его не захотели, поняв, какие деньги и влияние можно получить, контролируя через WADA мировой спорт.
Теперь мы пожинаем плоды той ошибки. Консультант сборных команд СССР, академик Украинской академии наук, главный редактор международного журнала «Наука в олимпийском спорте» Владимир Платонов. уважаемый эксперт в антидопинговой сфере, недавно вспоминал в интервью, что протолкнуть Всемирный антидопинговый кодекс удалось путем всяких политических маневров, уговоров и шантажа. Об этом Паунд рассказывает в своей книжке.
«Несовершенный, антинаучный документ, который нарушает всё — декларацию прав человека, международные документы, внутреннее законодательство стран. Но WADA всех прогнуло, - говорит Платонов. - Все кодекс поддержали, в том числе Россия, руководствуясь логикой: иначе будут дисквалифицировать. А по итогу получилось ещё хуже. Если бы изначально люди поднялись и доказали, что эта деятельность является разрушительной, WADA пришлось бы защищаться. А так защищаться приходится спортивным федерациям, спортсменам».
В прошлом веке никакого WADA не было, а спортивный мир чудесно развивался без этой конторы, без лишней шумихи справляясь со случаями применения допинга среди спортсменов. Вопросы допинга курировала медицинская комиссия МОК. «Когда кто-то переходил грань, как Бен Джонсон на Олимпиаде-88, возникал скандал, и следовали наказания. Но на многие вещи МОК смотрел сквозь пальцы, понимая, что высокие результаты невозможны без использования различного рода достижений, в том числе в фармакологии, - продолжает Платонов. - Если бы Трамп с Байденом не сидели на фармакологии, оба уже умерли бы. Президенты, артисты, летчики — все они при помощи препаратов нормализуют свое психическое и физическое состояние для эффективного выполнения своих обязанностей. И никто никого за это не преследует. Но в спорте — нельзя! Возьмите гонку «Тур де Франс»: 21 этап, 3,5 тыс. км, ежедневно по 5–6 часов в седле. Никакое сердце не выдержит. Речь о том, что людям не дают применять абсолютно легальные в любой сфере деятельности средства — для сохранения здоровья, профилактики заболеваний, снижения негативного воздействия нагрузок».
WADA в последнюю очередь волнует здоровье спортсменов. За годы своего существования агентство не ответило на вопрос, что надо применять людям, работающим в экстремальных условиях, для защиты организма. Отобрав у них все восстановительные препараты, взамен не дав ничего. Еще неизвестно, какой вред был нанесен организмам спортсменов по этой причине. А неплохо бы в этом разобраться.
Нидерландские ученые утверждают, что из 23 классов веществ, которые WADA отправила в черный список, всего пять могут влиять на улучшение спортивного результата. Для 12-ти влияние не доказано, а шесть вообще воздействуют отрицательно. То есть 18 классов были запрещены без оснований на то. Для чего? Для того, чтобы проводить больше тестов, что увеличивает поступления в WADA? Других версий того, почему были отправлены в бан эти вещества, не приходит на ум.
Не случайно бюджет WADA дорос до 37,4 млн долларов в год. Половину суммы выделяет МОК, остальную часть - страны. Количество проб множится (как с коронавирусом, кстати), а на выходе около одного процента положительных случаев. Однако, когда WADA решило оценить масштаб применения запрещенных веществ в легкой атлетике, проведя исследование, то быстренько попыталось спрятать полученные цифры. Под подозрением оказались 75 процентов участников эксперимента.WADA при этом делает вид, что все контролирует. Но на самом деле ведет мошеннический бизнес, выявляя вместо 75 процентов всего один, используя выборочно в своих политических целях.
МОК расплачивается сегодня за недальновидную политику руководителей-предшественников. Спрут WADA серьезно пустил свои щупальца в спортивный мир, не ровен час, поставит под контроль того, кто его породил на свет. Шлагбаум перед агентством с душком вовремя поставили коммерчески успешные американские профессиональные лиги — НХЛ и НБА. Там допинг-офицеров организации не пустят на порог. В этих лигах не закрывают глаза на применение допинга, однако сами решают, что можно, а что нельзя. Отфутболили Паунда на заре продвижения его детища и в ФИФА, иначе футбольный мир к этому моменту уже порядком бы пострадал от действий организации, несущей разруху и раскол.
Любопытно в связи с этим, что WADA выступила с предложением сделать из Паунда почетного президента, отметив его «вклад в развитие организации». В обустройстве кормушки для функционеров агентства и тех, кто получил монопольное право брать бесчисленные тесты на допинг, престарелый канадец действительно сильно постарался. Как и в раскрутке российского дела. Но со временем все будет поставлено на свои места. Паунд получит «по заслугам» от спортивного мира, который порядком измазал в грязи.
Пора бы олимпийскому движению поставить на место зарвавшуюся независимую коммерческую организацию. В этом нет ничего сложного. Была бы только воля большинства участников. Для этого достаточно избавиться от монополии WADA, отдав вопросы допинг-контроля международным федерациям по видам спорта. В конце концов, концентрация власти в одних руках никогда не приводила ни к чему хорошему.