Тренер Большунова: Саша – воин, если ввязался в бой, будет биться до конца
«САША ХОТЕЛ ОБЫГРАТЬ ВСЕХ ЭТИХ ГОРОДСКИХ РЕБЯТ»
- Когда вы впервые увидели Большунова?
- Летом 2011 года, Саше 13 лет было. Папа привез его в Брянск: «Мы с сыном в деревне занимаемся самостоятельно. Может посмотрите его?» Я посмотрел и предложил начать тренировки сразу после Нового года, как раз у школьников зимние каникулы начнутся. Могу сказать, что папа угадал с выбором спорта для Саши. В конце декабря в Брянске проходило юношеское первенство области, Саша там всех обыграл.
- И в начале января 2012 года вы начали работать?
- Двадцать дней мы поработали. Родное село Большуновых Подывотье находится далековато от Брянска – в 170 км, поэтому Саша жил в Брянске у родственников. Утром он приезжал на тренировку, а вечером я его отвозил на своей машине. Парень прилично рос, был мотивирован, очень хотел обыграть всех этих городских ребят. Уже на следующий год Саша стал быстро расти в спортивном плане – выступал на первенстве ЦФО, отобрался на первенство России, стал кандидатом в мастера спорта.
- Когда стали работать с Большуновым, сказали ему – теперь будем пахать?
- Кто же такие вещи ребенку говорит? Сказал, что у него есть способности, будем их развивать. «Хочешь стать победителем первенства Брянской области?» - «Хочу». Он вскоре выиграл первенство области. Потом говорю: «Ну, что рискнем на первенстве ЦФО выступить? Там ребята на два года старше тебя. Если зайдешь в тридцатку, то на первенстве России в марте, где будут выступать твои сверстники, будешь себя более уверенно чувствовать». Он ответил, что готов выступить на первенстве ЦФО. Так поэтапно и шли.
- Где Саша жил, у вас есть общежитие для спортсменов?
- Размечтались! У нас же не спортивный интернат. Саша так у родственников и жил. И вообще, считается, что Брянская область - южный регион. Здесь надо развивать летние виды. Я уже тридцать лет работаю тренером и все время приходится спорить с коллегами, что лыжи тоже можно развивать. Воспитанница нашей школы Лариса Куркина в 2006 году стала олимпийской чемпионкой. Теперь вот Большунов.
«В ТЮМЕНИ ПРЕДЛОЖИЛИ ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ»
- Общий язык с Большуновым быстро нашли?
- Никаких проблем не было. У нас был творческий процесс. Я писал план тренировок на две недели вперед, мы с Сашей его обсуждали. Он любознательный парень, бездумно выполнять какую-то работу – это не для него. У Саши аналитический склад ума. И перед каждой тренировкой мы обсуждали – сколько и чего нужно сделать.
- Но потом Большунова присмотрели тренеры из Тюмени…
- В Тюмени очень хорошо поставлена селекционная работа. Их представители присутствуют на всех всероссийских соревнованиях, отсматривают 14-15-летних ребят. Если парень понравился, начинают разговаривать с родителями, предлагают переехать в их интернат. Конечно, там другие условия – централизованная подготовка, нет проблем с инвентарем.
Сашу в Тюмень позвали в 2015 году, когда он уже входил в молодежную сборную России, тренировался там под руководством Александра Александровича Кравченко. Но для молодежной сборной спортсмена подготовила Брянская область. Тюмень к этому никакого отношения не имеет.
- Александр с вами наверняка советовался - уезжать или не уезжать?
- Саше тогда исполнилось 18 лет. Человек уже имеет право работать и получать за это зарплату. Папа с мамой живут в деревне, доходы у них небольшие. Брянская область не смогла ему предложить достойные финансовые условия. У нас была ставка спортсмена-инструктора в 8,5 тысяч.
- А сколько в Тюмени предложили?
- Они могут платить базовую ставку в этом же размере. Но у них есть какие-то надбавки в 25 – 30 тысяч. Я не знаю, сколько Саше там дали.
- Отпускали с тяжелым сердцем?
- Я был против. Но Саша с родителями все обсудил, и они приняли такое решение. Осуждать не имею права – в Тюмени действительно условия лучше. Хотя именно Брянская область его вырастила, мы решили вопрос с армией, он стал по контракту военнослужащим Росгвардии.
«У САШИ ВСЕ БЫЛО НАПИСАНО НА ЛИЦЕ, КОГДА ОН ОБЕРНУЛСЯ НА НИСКАНЕНА»
- Перейдем к Олимпиаде. Большунов переболел буквально накануне Игр. За короткий срок успел восстановиться и завоевать четыре медали в Пхенчхане. За счет характера?
- Саша – воин, его отличают высочайшая мотивация, целеустремленность. Если в бой ввязался, будет биться до конца. Никогда не поднимет лапы к верху, хоть за пятку, но укусит.
- Отказ от смены лыж в олимпийском марафоне – ошибка?
- У Саши на лице все было написано, когда он обернулся на Нисканена, а тот лыжи стал менять.
- И что вы прочитали на его лице в этот момент?
- Все, я попал! Потом уже Саша ничего не мог сделать, у финна лыжи лучше шли. Если б он лыжи поменял, думаю, хотя бы до фотофиниша дело дошло. Финские сервисмены что-то кричали Нисканену, видимо, чтобы лыжи менял. Нужно было и Саше подсказать.
- Норвежец Клэбо – феномен? Хотя тренер Большунова в сборной Юрий Бородавко сказал, что дайте еще годик и мы будем обыгрывать Клэбо.
- Абсолютно согласен, дело не в феномене. Просто в Норвегии средний уровень тренерского состава, которые работали с 18-19-летниим, был выше, чем у нас. Но сейчас ситуация изменилась,
Поэтому хочу отдельно сказать, что с Большуновым после меня работали грамотные специалисты. Саше очень повезло, что в молодежной сборной он тренировался у Сан Саныча Кравченко. Под руководством этого тренера вчерашние юниоры безболезненно переходят в первую сборную. Пример Большунова и Спицова - перед глазами. Затем ребята переходят к Юрию Викторовичу Бородавко, у которого еще больше прогрессируют.
- Видимо, на работе смотрели трансляцию марафонской гонки из Пхенчхана?
- Мы с раннего утра подготовили трассу, и в восемь сели смотреть трансляцию. Да что мы, в Брянске только троллейбусы в это время ходили, машин вообще не было, все сидели перед телевизорами.
- После гонки эмоции зашкаливали?
- Все было по-мужски, скупо. Пожали с тренерами друг другу руки, поздравили и пошли дальше работать.