«Цель портрета – вспомнить забытых героев спорта и объединить народы России»
Художники из творческого коллектива «Живой карандаш» пишут портреты известных бойцов смешанного стиля, борцов и боксеров. Они считают, что это помогает изменить внутренний мир человека. Удается ли достичь цели, Sovsport.ru рассказал руководитель коллектива Гамид Алибеков.
- В последнее время ваш коллектив стал заметным явлением в российском ММА. Вы изобразили на картинах портреты почти всех лучших бойцов, проводите выставки. Сколько человек задействовано в проекте?
- Четыре художника. Я раньше тоже рисовал, но сейчас больше занимаюсь организационными делами. Моя задача сделать так, чтобы ребята ни на что не отвлекались. Мы развиваем новое творческое направление под названием SportArt.
- С чего все началось?
- Сначала возникла идея нарисовать портрет известного бойца. Решили изобразить моего кумира Джона Джонса (экс-чемпион UFC в полутяжелом весе – прим.ред.). А позже узнали, что он прилетит в Москву и проведет семинар в Клубе Единоборств №1. Решили подарить портрет американцу. Джонсу портрет понравился. Правда, он сказал, что в жизни выглядит сексуальнее, чем на холсте. Возможно, на этом все бы и закончилось, потому что я уехал в Дагестан, где начал тренироваться по два раза в день, чтобы попасть в школу «Самбо-70» к Николаю Елесину. Но во время занятий получил тяжелую травму локтевого сустава и решил, раз с самбо не получается, вернусь к карандашу. А вскоре состоялась моя вторая встреча с Джонсом, который назвал меня другом. Видел многих иностранных спортсменов, но Джонни – самый душевный из них. Алистар Оверим показался мне немного пафосным, а с Мирко Филипповичем было очень тяжело общаться.
- Кого бы выделили из российских бойцов?
- Рашида Магомедова. Он мне как старший брат. Если мне нужен совет, обращаюсь к нему.
- Вернемся к творчеству. Как привлечь зрителя на ваши выставки?
- Есть много способов. Если, например, мы изобразим Хабиба Нурмагомедова, еще не факт, что он придет к нам на выставку. Если же нарисуем портрет его отца, уважаемого всеми тренера Абдулманапа Нурмагомедова, люди, знающие его, обязательно ее посетят.
- Какая ваша цель? Заработать денег? Славу?
- Мы популяризируем героев спорта настоящего и прошлого. Рисуем современных топовых спортсменов, а на выставке между ними выставляем портреты людей, которых начинают забывать. Когда зритель приходит на выставку, хочешь – не хочешь, а знакомится со всеми. Например, между портретами Майка Тайсона и Мохаммеда Али будет рисунок, на котором изображен Борис Лагутин, которого уже мало кто помнит. А ведь этот боксер дважды выигрывал Олимпийские игры. Легендарный человек.
- Спортсмены приходят на выставки?
- Да, бойцы компании Fight Nights приходили, Софья Очигава, Юлия Березикова…У нас уже было две выставки. Стараемся на мероприятиях создать атмосферу дружбы народов, где зритель должен встретиться со своим героем - живым или нарисованным. Стараемся показать не просто выставку картин, а подарить всем праздник. У нас выступают творческие танцевальные коллективы - русские, дагестанские, чеченские... Спорт – это дружба народов. Из-за чего происходят межнациональные конфликты? Из-за того, что люди нашей большой страны порой не знают культуры народов, ее населяющих.
- Кто-то помогает в организации мероприятий?
- Сейчас «Живой карандаш» стал коммерческим проектом. Если он таким не будет, долго не протянет. Нам помогают региональная общественная организация «Новый поток» и Федерация спортивной борьбы.
- Много народу приходит на выставки?
- На первую пришло восемь тысяч человек. Не ожидали, что будет так много. Билет - 300 рублей, в стоимость входит кофе-брейк, встреча со спортсменами, шоу-программа. Но для ребят с ограниченными возможностями и для тех, кто занимается единоборствами, вход бесплатный.
- Рисовать портреты спортсменов – хобби или работа?
- Раньше это было увлечением, а сейчас уже полноценная работа. В ближайшее время «Живой карандаш» собирается начать производство одежды, на которую будут нанесены картины наших художников.
- Сколько нужно времени, чтобы нарисовать качественный портрет?
- Примерно неделя.
- Есть ли у вас в коллекции рисунок Федора Емельяненко?
- Конечно. Федор – тот человек, из-за которого я начал интересоваться единоборствами. Надеюсь, недалек тот день, когда он придет к нам на выставку.
- Работаете ли вы на заказ? К примеру, если вас за определенную сумму попросят нарисовать портрет скандального бойца Александра Емельяненко.
- Конечно, художники выполнят заказ. Не сказал бы, что мы плохо относимся к Александру. На мой взгляд, черная полоса началась у него после поражения от Магомеда Маликова. Одна неудача, другая...Федор более крепкий. Поражения пережил достойно. Вот сейчас смотрю на Конора Макгрегора, Ронду Роузи и понимаю, насколько они слабее Федора. Они не настолько круты, как себя подают. Надо меньше болтать, больше работать. Тогда придет результат.
- В последнее время российское ММА вышло на новый уровень. Согласны?
- Да. Наши промоутеры сильно прибавили. Генеральный продюсер компании Fight Nights Камил Гаджиев сделал продукт, который нравится зрителю. Бои классные, но мне не по душе светское шоу, которое предшествует боям. Я вырос на поединках японской организации Pride. Сергей Харитонов выходил под песню «Любэ», и это было реально круто. А когда Михаил Мохнаткин выходит под Quest Pistols – это мишура, безвкусица. Может быть, какой-нибудь девочке и понравится. Но это ведь единоборства, здесь иная концепция. Почему люди ходят на футбол? Потому что там особая атмосфера. У фанатов свои кричалки, они поддерживают свои команды. Мне на турнирах Fight Nights такой атмосферы не хватает. Нашим промоутерам есть над чем работать.