«Я отвлекся на вас – и Аня упустила золото!». Как корреспондент «Советского спорта» нечаянно лишила Россию медали высшей пробы

Во всем мире сумо ассоциируется с силой (мужчины-суматори могут щегольнуть весом под триста килограммов) и ловкостью (если правильно изловчиться и сегодня твой день – то можно вытолкать с ринга пузатого силача на сто килограммов тяжелее тебя). Корреспонд
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЕДИНОБОРСТВА
ПЕРВЫЕ ВСЕМИРНЫЕ ИГРЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Во всем мире сумо ассоциируется с силой (мужчины-суматори могут щегольнуть весом под триста килограммов) и ловкостью (если правильно изловчиться и сегодня твой день – то можно вытолкать с ринга пузатого силача на сто килограммов тяжелее тебя). Корреспондент «Советского спорта» так бы и не узнала, что сумо – это еще и философия, не повстречай она в лобби отеля «Хуанг ян» женского тренера сборной России Сергея Ряднова.

…Первое утро в Пекине. Асфальтовая площадка перед гостиницей. Если быть точнее – без десяти восемь утра. Если быть откровенней – в шаттле, развозящем журналистов по площадкам, где проходят соревнования, ни души… Кроме тренера из «космического» Воткинска Сергея Ряднова и двух его напарников. Они гордо восседают на первых местах. Подсаживаюсь.

«УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ УЧЕНИКА ДО ВКУСА ЕГО МОЧИ»

Вчера, – говорю (это я для затравки), – Россия взяла в сумо два золота и одно серебро. Анна Александрова из Дзержинска стала серебряной в весе до 80 килограммов, а ваша воспитанница из Удмуртии Анна Жигалова – золотой свыше восьмидесяти. А из осетинов свыше ста пятнадцати Алан Караев взял золотую, а Артур Багаев…

– …(С грустью.) Артур вчера проиграл первую схватку. И не утешался. Остался без медали. Как он прошел этот путь до соревнований, что у него внутри – никто не знает. Вот как преодолеть страх? Один становится трусом. А другой – героем.

Вы увидели перед схваткой, что он боится?

– Нет. В случае с Артуром это было столкновение двух личностей. Наш бился до последнего. Как там у Высоцкого в песне: «Мы рубим ступени, ни шагу назад – и от напряженья колени дрожат…» Но когда уязвим соперник? Когда не думает о защите. То есть когда идет в атаку. И здесь надо суметь на долю секунды его опередить. А это уже искусство. Умение прочитать мысли другого. Но я своим говорю: «Любой соперник – это учитель, который показывает твои слабые места». Одни суматори работают на силу, другие – на технику, а третьи – выходят на уровень восприятия мира и гармонии с ним: кто нападает – тот проигрывает. Вот Багаев проиграл – а это значит, человек где-то в чем-то приступил грань дозволенного. И ему последовало свыше.

Вы сами не грешны?

– Грешен. У меня сейчас молодая жена. Третья. Ей – двадцать восемь. Сыну – два годика. От каждой жены – по ребенку. Вторая так и работает в моей детско-юношеской школе директором. Это я ее назначил. Звание заслуженного работника физкультуры выбил. Она мне пятнадцать лет помогает. В моих чемпионах – доля ее женской работы с ними.

Вернемся к Багаеву. Как переживает поражение мужчина-суматори? Японцы раньше делали харакири…

– В Японии есть Сад камней. Их пятнадцать. Но когда ты ходишь по галерее, ты из них видишь только четырнадцать. Что хотел сказать этим тот монах, который это сделал? Я вижу в ракурсе один, а вы – другой. И это не значит, что кто-то один из нас слеп. Если оступился – есть шанс поправиться. Но не предъявляй претензии всему тому, что окружает тебя.

Философски. Вы и когда ваши девчонки борются, такой спокойный? В футболе тренеры, бывает, во время игр кричат. Иногда – матом…

– Когда тренеры кричат: делай то, делай это, они отнимают у воспитанника его волю. Ты подготовил – ну пусть он сам применит это! Мне один тренер хвалился: «Я своего воспитанника так натренировал! Показываю ему один палец – он делает одну комбинацию, показываю второй – другую. Меня нет – он проигрывает!». Я по молодости тоже кричал. Но сейчас сижу и молча пишу схватку на видеокамеру. В идеале тренер должен знать своего воспитанника от пятки до макушки. Как говорят японцы, учитель должен знать своего ученика вплоть до вкуса его мочи.

«РОДСТВЕННИЦА НАКОРМИЛА АНЮ КОНОПЛЕЙ»

– Где вы отыскали золотую Анну Жигалову? Золотую – в прямом смысле слова: шестикратная чемпионка мира, двенадцатикратная чемпионка Европы…

– Мы – все, кто сейчас в сумо, – вышли из самбо. А Анютка ко мне пришла в 2003-м… из гандбола. Она, как завязала с гандболом, год отработала в Воткинске инструктором по плаванию в детском саду – а потом ко мне. Вы знаете, что мы сегодня в сумо бьем его родоначальников – японцев? Помните, в фильме «Сибирский цирюльник»: в Пасху один играл на гармошке, а рядом русская забава была – стенка на стенку. Так он бросил гармошку – раз, и туда. По сопатке получил, кровью утерся – и опять. Вот эта русская удаль – развернись рука, распрямись плечо – дает нам возможность выплеснуть русский характер в любых боевых искусствах!

Вы для Ани как отец? С любым вопросом к вам идет?

– Советуется. Был у нас с ней такой случай. У Ани родственница есть. И эта родственница озаботилась ей квартиру выбить. Написала письмо руководителям области: мол, так и так, Жигалова – многократная чемпионка мира, а вы ей квартиру дать не можете. А когда Ане дали денег на квартиру, родственница стала требовать с нее половину – за хлопоты. Позвала к себе домой. Накормила ужином. А после и говорит: «Я тебе в еду конопли накрошила!». Анька – ко мне: на носу соревнования, что делать? Поехали на соревнования. Проба, слава богу, ничего не показала. Бог – за нас.

А как вы сами свою ученицу на прочность испытывали?

– Анна – хорошая ученица, такая же скромная и застенчивая, как и до всех ее побед, и все воспринимает так, как я говорю. Вот я тут недавно другого своего ученика встретил: «Сергей Александрович, а вы помните, как вы меня научили говорить правду?» – «Не помню». – «А я запомнил на всю жизнь! Я к вам только пришел – а вы мне дали сто раз отжаться. И я вам тогда сказал «нормально, нормально» – а самому было тяжело. А потом вы построили нас в строй и рассказали для всех историю. Про то, как Королев, выбирая, кого первым послать в космос – Титова, Нелюбина или Гагарина, – решил их проверить: «Вот вам центрифуга. Легкую нагрузку дадим…» А дали – максимальную! А после спрашивают Титова: «Ну, как?». – «Да, все нормально. Все хорошо». Нелюбин ответил то же самое. А Гагарин сказал: «Было тяжело – но я готов выполнить любое задание партии!». И в космос полетел он. Вы же ту историю для меня рассказали?»

Сергей Александрович, а вас самого эта жизнь как испытывает? Я недавно узнала, что у известного тренера по кикбоксингу Вадима Украинцева, воспитавшего множество чемпионов, зарплата 13 тысяч рублей.

– (Смеется.) А у меня в Воткинске – это Удмуртия – шесть. А в прошлом году мы приехали с чемпионата Европы в Варге – и меня обрадовали тем, что директор нашей ДЮСШ написал мэру города письмо с просьбой сократить шесть ставок спортсменов-инспекторов, которые являются членами сборной России по сумо: «Мы не имеем возможности их содержать…» Ну ладно. На все – воля божья. Жить надо с таким ощущением, как будто ты поднялся на землю в тридцать пять лет и впервые увидел небо.

«МАВАСИ ИЗ ПОЖАРНОГО КРАНА»

…Автобус паркуется у Китайского сельскохозяйственного университета. Тренеры выходят – я робко семеню за ними.

В спортзале разминаются наши. В глаза бросается то, что японцы и прочие народности занимают на матах по малюсенькой площадке. Русские – четверть территории… Самый большой человек Алан Караев угощает девчонок чем-то – с китайскими иероглифами – вроде апельсиновой газировки. Протягивает заодно и мне. Субботняя вице-чемпионка Аня Александрова скручивает в сумку набедренную повязку.

– Привыкли к маваси – она нам как родная, – смеется Аня. – Мы ее подгоняем под тело. Правда, жарко в ней. И тяжелая.

Из чего она сделана?

– Даже не знаю. Все наши ребята говорят: «Из пожарного шланга!». Наверно, шутят. Брезент какой-то.

– Можно пойти занять место в виповской ложе! – информирует тренер. – У меня туда тоже нет никакой аккредитации – я просто прихожу и сажусь на свободное место.

В итоге мы занимаем целый столик прямо перед площадкой, на которой сходятся борцы. Мы сидим там добрых полчаса, пока организаторы не начинают «проверять документ». Ретируемся на трибуну.

– В сумо каждая схватка – как финал. Потому что нет возможности отыграться. Важно, чтобы у ребят было ОБС.

Что это?

– Оптимальное боевое состояние. Это когда у тебя мурашки по коже, но ты готов рвать и метать.

…Рвут и мечут наши по-разному. Жигалова раскручивает соперницу, как цветную детскую вертушку на ветру. На великана Караева – это смешно до слез – чуть ли не с кулаками кидается агрессивный маленький японец и начинает стучать в грудь Аланчику (так его ласково называют девочки в сборной), пока добродушный гигант ласково не приподнимает «отца сумо» в воздухе и не выставляет его за линию. Но Аланчик финал выигрывает, а у Ани – бронза.

– Это я виноват! Я! – не находит места Ряднов.

– Каким образом?

– Я отвлекся на вас. А она без меня не настроилась.

Вы же к Ане несколько раз подходили…

– Подходил. Ну и что? Когда Аня меня отозвала в первый раз – она мне сообщила, что у нее голова заболела. И я ей сказал: «Ищи причину. Что ты не так сделала или сказала?». Потом она меня опять зовет: «Нашла, – говорит, – причину – и головную боль тут же как рукой сняло!». А потом я замешкался – и она на ринг из спортзала выбежала с опозданием… Это все из-за меня! – и, подумав, добавляет: – А вы себе никогда не задавайте вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Иначе обязательно найдете виноватой не себя. Моей Анютке украинка во время схватки на одном из прошлых турниров цыкнула сквозь зубы: «Сука!». А Анютка моя ко мне подходит и говорит: «Представляете, Сергей Александрович… она мне та-а-кое сказала…». А я ей говорю: «Анька, что ж ты ей не ответила: «Приятно познакомиться. А меня зовут Аня»?».

Вы все «Анютка, Анютка» а у нее замечательный характер, вот найдет ваша Анютка себе мужа, родит и уйдет из сумо… Будете не тренировать, а нянчить?

– (Серьезно.) Нет. У меня со всеми девчонками негласное соглашение: я их устраиваю в институт – а они, пока институт не окончат, не рожают.

А разве Аня еще институт не закончила?

– Окончила. Но мы с ней договорились: продляем «срок» до 2012 года – до Всемирных игр. Там возьмет золото – можно и родить будет. Анютка моя вышла замуж, а муж днями за компьютером играл – и Аня с ним развелась. Но сейчас переписывается по Интернету с каким-то хорошим мальчиком. Влюбилась. Вес сгоняет…

…Ряднов заулыбался. И побежал праздновать. Бронза – это тоже победа. Аня чуть позже скажет: «Вот как. Я взяла медаль – а мне говорят: «Не расстраивайтесь». Значит, все не зря, если я приучила людей, что я только побеждаю».

– Серге-е-ей Алекса-а-андрович! С вас сегодня вечером – брю-ю-т! – хором закричали девочки…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сборная России продолжает лидировать и после второго дня Всемирных игр боевых искусств – мы занимаем первое место в общекомандном зачете. У России – 14 наград, у Японии – 13, у Китая – 10. По числу золотых наград лидирует Китай с восьмью медалями высшего достоинства, у россиян шесть золотых наград.