Главный тренер сборной России Валерий Силаков: "Если бы подняли борт, грузин остался жив"
Наставник российской сборной по санному спорту рассказал корреспонденту "Советского спорта" Кириллу БЕЛЯКОВУ подробности крушения грузинского саночника Нодара Кумариташвили.
- Наставник грузин Феликс Кумариташвили – мой давнишний друг, - говорит Силаков. – Тренировались вместе по юниорам. И с Нодаром я отлично знаком. Наши тренеры помогали ему в тренировках. Отличный парень. Общительный, приятный. Молодой совсем. Был… Второй их саночник Леван Гурешидзе послабее Нодара. Когда тот умер, Леван не находил себя, психологически был убит. Выступать в таком состоянии невозможно. Он когда увидел на экране крушение товарища, то побежал к машине реанимации и все понял сразу.
- Как остальным теперь справляться с этим?
- Не смотреть ни в коем случае! Немногие это смогут переварить…
- Валерий Николаевич, неужели это трасса-убийца?
- Не знаю, кто придумал называть ее убийцей. Да, сложная внизу. Да, самая скоростная в мире. В четверг Демченко разогнался свыше 152 км/ч – такого раньше никому и нигде не удавалось. Обычно максимум где-то 137-140 км/ч. Трасса сложная внизу. Но мы два года готовились специально к этому. После смерти Нодара организаторы приняли решение «опустить» мужчин на женский старт, поэтому по правилам приходится снова совершать два заезда для переознакомления с трассой. Для нас это не лучший вариант, поскольку уже привыкли к скоростям, и Альберт показывал лучшее время на тренировках. Но все в равных условиях.
- Неужели снижение границы старта на 30 метров – это серьезно?
- Конечно! Это же другие ощущения. Организаторы зачем-то перед трагедией принялись опускать боковые солнцезащитные тенты. У ребят моментально другие ориентиры нарисовались. Это – одна из причин смерти. Так вообще-то не делают на серьезных соревнованиях, особенно на Олимпиаде. Когда едешь без тентов – ты все видишь. А здесь Нодару пришлось ехать вслепую. А он такой неопытный…
- А солнце действительно мешало, что пришлось тенты опускать?
- Да. По правилам все заезды должны проходить при открытых тентах. Но в исключительных случаях их опускают.
- А случай действительно исключительный был?
- Я так не считаю. Сложный момент…
- Конфигурацию злосчастного 16-го поворота обещали изменить…
- Там был очень низкий защитный барьер. Поэтому Нодар и перелетел через него и ударился в металлическую стойку. Теперь они его подняли – это делается в течение часа. Если б до соревнований додумались, то, возможно, парень не выпал бы за борт, а остался в желобе. Получил бы травму, но остался жив.
- Федерация санного спорта, проведя расследование трагедии, постановила, что виноват сам спортсмен, допустивший техническую ошибку.
- Да. Спортсмен допустил ошибку. Но почему он ее допустил? Потому что вираж был занавешен тентами. До этого все заезды проходили без тентов. Конечно, он ошибся! На трассе любой саночник с первого до последнего допускает ошибки. Кто меньше «напарит», тот выигрывает. Без них не бывает. Ведь не все спортсмены способны управлять телом на скорости свыше 150 км/ч. Ведь сани не имеют никаких механических приспособлений для управления – только твое тело слушает тебя. Малейшая ошибка приводит к трагическим последствиям.