Против пробок: велосипеды и самокаты зимой
Несмотря на холодное время года, многих людей по-прежнему раздражают пробки и необходимость проводить в замкнутом пространстве своего автомобиля часы напролет. Однако не все готовы смириться с душным метро, транспортной ситуацией в городе - и они выезжают на улицы на совсем другом транспорте. Хотя в связи с погодными условиями, состоянием дорог и инфраструктуры, пока что массовый характер это не приобретает.
Исследования показали, что люди, которые ездят на работу на автомобиле, испытывают боли в мышцах шеи и спины чаще, чем велосипедисты или бегуны. В основном люди недовольны ограниченностью пространства для движения. В автомобиле водитель сидит на месте, у него затекают ноги, размять их некогда. В автобусах много народа, и люди боятся случайно задеть соседа.
Конечно, когда речь идет о том, как добраться до работы, не используя автомобиль, многие задумываются о покупке велосипеда. Однако зимой эта идея может показаться странной, а велосипед – занять почетное место на балконе, в комнате или гараже до весны. Про особенности зимней езды на велосипеде мы поговорили с руководителем движения Русвелос», вице-президентом Федерации велоспорта Москвы, координатором проекта «Общественный ВелоКонтроль» Петром Дворянкиным.
Зима для велосипедиста в России
-Петр, насколько часто люди катаются на велосипедах во внесезонное время - в частности, зимой?
- В мире есть известный финский город Оулу. Зимой процент катающихся там составляет 40% по сравнению с летом. При этом город гораздо севернее Москвы и там нет грязи, как у нас. У нас - мегаполис, много пешеходов и водителей машин. Важный вопрос также – наличие велосипедных дорожек. Формально велосипедист ездит по дороге… Тротуары не всегда чистят, посыпают солью. А вот велосипедные дорожки убирают по доброй воле, поскольку регламент для их уборки еще не разработан. Нужны велосипедные дорожки и регламент для их уборки. С каждым годом в Москве больше и больше катающихся зимой, но все равно процент невелик.
Особые шины
- Какой велосипед можно использовать зимой? Нужно ли его модернизировать, укреплять колеса? Насколько зимой популярны складные и компактные велосипеды, велосипеды с небольшими колесами?
- Электровелосипеды могут не потянуть. Зимой будут выигрывать горные велосипеды. На складном ездить можно, единственное - если колеса ультра гладкие, то их стоит менять на колеса с глубоким протектором или шины с шипами. Шипы актуальны, если ездить по льду. А если для универсальной езды, то лучше с глубоким протектором. Плюсы складного велосипеда зимой несколько теряются. На улице грязно, комбинировать его с другими видами транспорта сложно.
Яркая спина
- Что можно посоветовать зимним велосипедистам?
- Термобелье — если ездят на дальние расстояния. Также важно надевать яркую одежду или светоотражающие жилеты. Велосипедисты у нас чаще ездят по дороге или пересекают ее, а автомобилист привык к автомобильным огням. У велосипеда огни меньше, их можно не заметить. В таком случае ярким пятном как раз может стать спина велосипедиста. Кстати, сноубордическая и горнолыжная одежда подходит – на ней есть яркие полосы и она теплая. Кроме того, сейчас запущен проект по велострахованию – Велостраховка РФ.
- При какой минусовой температуре и погодных условиях кататься уже нельзя?
- В Якутии, я видел фотографии, что и при -40 катаются. Но это некий экстрим. До -10 -15 можно ездить, а когда холоднее — то уже предпринимать экстремальные меры.
- Для преодоления каких расстояний разумно использовать велосипед в зимних условиях?
- Считается, что вообще комфортно проезжать на велосипеде до 5 км. С моей точки зрения оптимально в районе 12-15. А зимой расстояния для комфортного перемещения сокращаются. Зимой все-таки не больше 3-5 км.
- Вы опробовали самокат. Что Вам кажется более удобным для передвижений по городу в зимнее время?
- У велосипедов и самокатов несколько разные назначения. У самоката меньше колеса. Вместе с тем, при плохих погодных условиях, если его комбинировать с другими видами транспорта, это может быть более удобным как раз из-за размеров. Меньше шансов испачкать себя и окружающих Вас людей.
Петр заметил, что самокат также является возможной альтернативой длинной ходьбе пешком или поездкам на автомобиле на небольшие расстояния. Об особенностях катания на самокатах, возможности делать это зимой нам рассказал организатор движения «Let's kick Moscow. Городские самокаты» Александр Нилов.
Самокат как фитнес-снаряд
-Насколько сейчас в России развито самокатное движение?
- Сейчас движение городских самокатов в России находится на начальной стадии развития. Если в Москве мы уже стабильно собираем каждые выходные по 30-40 участников (наш рекорд – заезд из почти из восьмидесяти человек), то в регионах заезды ещё малочисленны. Но, что интересно, наше движения уникально в мировом масштабе – больше нигде регулярных массовых самокатных заездов не проводится. В этом году к нашему движению присоединились Санкт-Петербург, Екатеринбург и Краснодар.
С доступностью самокатов проблем нет, ведь даже самая простая модель будет отлично выполнять свои функции. Качество тротуаров – это основополагающий момент, во многих городах они вымощены плиткой или брусчаткой, что делает перемещение на самокатах весьма сомнительным удовольствием, хотя эта же проблема относится к роликам и лонгбордам. И, конечно же, важным аспектом является оригинальность самоката как персонального транспорта – ещё пару лет назад в Москве взрослый человек на самокате вызывал удивление прохожих. Сейчас этого почти нет, горожане рассматривают самокат и как средство передвижение, и как фитнес-снаряд, и как простое способ хорошо провести время.
-Как часто люди катаются на самокатах во внесезонное время - в частности, зимой?
- Сезон начинается в конце апреля и заканчивается в конце октября — ровно 6 месяцев. Месяц до и после сезона погода слишком нестабильна, чтобы устраивать массовые заезды, но отдельные участники сообщества и открывают сезон раньше, и закрывают позже. Всё зависит от погоды. Самое важное, чтобы было сухо – на мокром асфальте колёса городского самоката могут скользить, да и отталкиваться сложнее. Но у погоды бывают причуды, как, например, тёплые и сухие дни в этом ноябре или прошлом январе – некоторые участники движения не упустили возможности и достали самокаты.
Колеса или лыжи
-Какой самокат можно использовать зимой? При какой минусовой температуре кататься уже нельзя?
- Езда на самокате зимой, а тем более по снегу – скорее исключение. Обычный городской самокат для этого не предназначен. В снегу он увязнет, на льду будет скользить, а эффективность отталкивания от скользкого асфальта весьма низкая. Гораздо дольше можно кататься на футбайке (самокате с велосипедными колёсами), если поставить подходящие покрышки и подобрать смазку для подшипников, выдерживающую низкие температуры. В качестве маршрутов выбирать всё равно придётся асфальтовые дорожки, да и нагрузка возрастёт довольно серьёзно.
Из интересных зимних самокатов можно вспомнить специальные «альпийские» самокаты, которые используются для спуска с гор на горнолыжных курортах как зимой, так и летом. Их основное отличие — широкие надувные колёса. Ещё есть специальные наборы мини-лыж, которые можно поставить на свой самокат и кататься с небольших горок.
Но если за лето вы всё-таки привыкли к самокату и не хотите расставаться с привычными движениями — можно попробовать финские сани. Принцип у них схож с самокатом, главная сложность — найти место для катания.
- Для преодоления каких расстояний можно использовать самокат среднестатистическому человеку?
- В этом вопросе всё зависит от цели использования. Например, протяжённость большинства маршрутов нашего движения составляет около 14 километров – это комфортное расстояние для участника любого уровня подготовки. Заезды проходят в спокойном прогулочном темпе, с остановками. Многие продолжают кататься и после финиша. 20-25 километров для 2-3 часов неторопливого катания с целью поддержания тонуса – совершенно нормальный показатель.
Конечно, решать, как именно передвигаться по городу в морозы - дело каждого. Однако надеемся, что с помощью полученных советов наши читатели расширят свой транспортный кругозор. В других странах и велосипеды, и самокаты - неотъемлемые атрибуты городской жизни. Для них есть парковки, дорожки и, главное, соответствующая культура. В России эта культура только начинает закладываться, однако с каждым новым велолюбителем или самокатчиком у нее появляется все больше шансов на популярность.