Алексей Алексенцев: «Социальные танцы — это то, что пытается заменить Интернет и социальные сети»
В Москве 13-14 декабря пройдет первый Открытый московский кубок по сальсе. Его арт-директор, преподаватель латиноамериканских социальных танцев и основатель студии «Своя школа» Алексей Алексенцев рассказал в интервью «Советскому спорту», что такое социальные танцы, как начать ими заниматься и зачем танцорам соревнования.
Главный посыл начать заниматься: «Хочу так же!»
- Алексей, люди ищут в Интернете информацию о социальных танцах. Как им сориентироваться в лавине ссылок? Что такое социальные танцы?
-Социальные танцы отличаются от бальных тем, что это не спорт. Несмотря на то, что соревнования проводятся, они в большинстве случаев «фановые». На людей посмотреть, себя показать. В социальных танцах основное - времяпрепровождение вне зала - клубы, вечеринки, какие-то выезды и фестивали. Танцы — это всего лишь повод. Существует огромное количество социальных танцев. Их очень много - это и свинг, и сальса, и танго, и кизомба, и хастл. И с десяток менее известных направлений. Моя стезя — парные танцы, в частности, сальса.
- Например, хочет человек танцевать. Но не знает, что именно, какой танец выбрать. Как чаще приходят люди - из-за музыки, например, или потому что испанский изучают?
-В нашем случае чаще всего язык начинают изучать, уже танцуя. В основном, приводят друзья. В школы и на вечеринки, по сарафанному радио, через Интернет. Визуально сальса максимально похожа на бальные танцы, а люди, которые смотрят телевизор, привыкли к виду бальных танцев, и, видя похожее в сальса-роликах в Интернете, они интересуются. Много народу приходит после оупен-эйров - вроде тех, что проходят в Москве на Андреевском мосту. Такие есть почти в каждом танцующем городе.
Главный посыл — это «я хочу так же». Можно послушать друзей или почитать рекламу, посмотреть, но самое простое - это прийти на вечеринку. Вы придете, посмотрите, и к первому понравившемуся танцору подойдете и скажете: «я хочу так же». И он или сам научит, или к преподавателю отправит.
Сейчас в мире наибольшей популярностью пользуются 3 стиля сальсы: круговая сальса касино (кубинская сальса), линейная сальса Нью-Йорк (сальса «на 2» или modern mambo) и линейная сальса Лос-Анджелес (сальса «на 1»). В последние годы в Европе приобретает популярность гибридный стиль сальса Пуэрто-Рико (по свидетельствам очевидцев, это касино в линию), но на просторах бывшего СНГ он пока замечен не был.
- Собрать первичную информацию по отзывам людей, найти видео преподавателей. Потом взяли недельку - и прошлись по выбранным школам. Почти везде есть открытые уроки, какие-то бесплатные занятия. Географический принцип — самый пагубный вариант. Это надо обладать огромным везением, чтобы прям сошлось. Что касается поиска школ в Интернете — в большинстве случаях там в топах те, кому не лень заниматься раскруткой. Самые серьезные преподаватели в Интернете не особо светятся, много ездят, им просто некогда. А пока конкуренция в бизнесе не дошла до такого состояния, чтобы нанимать пиар-директора. Поэтому лучше импульс «хочу так же» и опора на свое мнение, а не на рекламную мишуру.
- В любом ли возрасте можно прийти заниматься танцами?
-Начать в любом, закончить тоже. Но, например, в нашей школе мы не берем совсем детей, потому что детская психика и физическое воспитание - предмет специфичный, тонкий. А так можно с любого возраста. Самый старший из моих учеников 6 десяток разменял уже.
-Человек решился прийти на занятия. Что дальше? Нужно ли приходить со своим партнером?
- Решился — уже полдела. С партнером или без... Все-таки девчонок объективно больше. Но бывают моменты, когда мальчишек больше. Парни могут спокойно идти в одиночку, маловероятно, что останутся без партнерши. Девочкам лучше со своим, будет проще входить в зону комфорта и психологически будет попроще. Но в большинстве школ обязательна на занятиях смена — партнерами меняются. И даже если девушка пришла одна, она все равно потанцует.
- Лучше в школе спросить. Я не очень люблю, когда люди приходят в спортивном. Все-таки эстетика вида должна сохраняться, и, если ты привык танцевать в шортах, то на дискотеке в брюках будет уже не то. Ну, и мы не спортом занимаемся. И, конечно, не будем говорить про общую гигиену. То, что излишнее количество украшений, парфюма и макияжа, длинные ногти не способствуют и мешают, ясно любому здравомыслящему человеку.
- Сколько нужно ходить на занятия для понимания «базы»? Обучиться азам танцевания?
- У нас «нулевка» означает, что люди умеют держать ритм, не вылетать из счета и умеют делать три базовых шага и два базовых поворота. В принципе, это, по моему опыту, в среднем недели три, если заниматься два раза в неделю, это всем комфортно. Даже есть серьезнейшие опасения, что индивидуальные занятия новичкам не помогут — что в общей группе, что так - почти одинаково. Сразу надо чуть в сторону откладывать эти «научим за 3 дня, научим по видео».
- В школах преподают не только танцы в чистом виде, но и ритмику, общую физическую подготовку. С какого уровня эти занятия посещать и насколько оно нужно?
- Если есть занятия, то не просто так. По моему мнению, с любого. Ритмику еще до занятий самими танцами. Вот дополнительные занятия по стилю - это уже с какого-то уровня, там нужна база. Чем больше человек разбирается в музыке, чем больше физически подготовлен, включая растяжку в том числе — тем проще и быстрее осваивает вид.
- Преподают танцы и русские инструкторы, и кубинцы, например. К кому лучше идти совсем начинающему?
- Преподавание танцев по праву рождения я считаю идиотизмом. Встречал кубинцев, которые банально не умеют танцевать. На самом деле, мне кажется, что базу лучше брать у того, кто говорит на одном языке с учащимся. Лучше мелкими шагами, но далеко, чем большими в никуда.
- Если говорить о латиноамериканских танцах, с какого из них чаще начинают люди? Бывает ли, что танцуют только один танец и все?
- Бывают люди разные. Я считаю, что если танцор танцует, то он должен иметь представление о близких танцах. Мало ли — поставили музыку, женщина красивая, не отказать. Надо ж знать, как двигаться.
- Многие приходят на занятия танцами, чтобы познакомиться со второй половинкой. Это хорошая идея?
- Дружеские и семейные отношения завязываются: как бы познакомились, как бы поженились... А бывали случаи, что поженились - и пропали. А потом приходят — разошлись и вернулись по одиночке, на исходную точку.
-А можно ли похудеть с помощью танцев? Какие мышцы чаще всего задействованы?
-Можно похудеть, но только в самом начале занятий - когда слишком много лишних движений. Жир горит только в нагрузке, а хороший танцор не напрягается. Мышцы задействованы все.
- Спорт непрофессиональный, когда люди не реальные чемпионы — помогает. Чуть сложнее с реальными чемпионами. У каждого профессионального спорта есть свои перегибы. Спортивное прошлое полезно всегда - это люди, умеющие работать, пытающиеся сохранять форму, имеющие навык движения. Насколько им сложно — зависит от метода. У меня спортсменам очень легко.
- Ты сам чем занимался?
- Рукопашный бой, в основном, была классическая борьба. Спортивное ориентирование, скалолазание. Сейчас батуты. Батуты, горы. Еще бы батут в горах — и вообще было бы классно.
- Что насчет пришедших из спортивных бальных танцев?
- Если человек не хочет перенимать новую технику, получается ерунда. А те, кто серьезно умеют работать, понимают музыку - и учатся в разы быстрее. Это отличные танцоры и великолепные социальщики. Чувство ритма есть, понимание движения, быстрее разбираются. С ними позабавнее.
«Эта тусовка еще и жить помогает»
- Какие люди приходят в социальные танцы? Кто они по профессии? Влияет ли профессия на обучение танцам?
-Военные, причем серьезные, офицеры. Летчики были, юристы, программисты, да все. Было и так — человек появлялся на уроках с интервалом в 4-5-6 месяцев. Потом оказалось, что моряк. Звезды приходили… например, Олег Слепцов из «Самоцветов» занимался, топовые менеджеры и не только. Кстати, «Рамштайн» танцует сальсу. Дело даже не в сальсе, а в социальных танцах. Это то, что пытается заменить Интернет и социальные сети. Живое общение с людьми, близкими хотя бы по интересам. И возможность поговорить не при помощи клавиатуры.
- То есть танцы- это свой мир, круг людей, у которых можно учиться, с ними общаться?
- Эта тусовка еще и жить помогает. В решении каких-то даже глобальных вопросов. Один может что-то спросить на вечеринке, у другого есть возможность помочь. Так получается, что тусовка — это то, что с утончением семейных связей становится на место семьи. Ты раньше мог сорваться и поехать к дяде в Нижневартовск, а сейчас с этим дядей не общаешься и даже с племянником, живущим в другом районе города. Многие в тусовке общаются ближе, чем с родственниками. Не скажу, что это хорошо, но это так есть, наше время такое. Огромное количество людей начинает путешествовать. Сходили с друзьями в клуб, на конгресс в свой город. Потом поехали в другой город, за границу. А потом взяли и решили посмотреть, откуда это все взялось — и махнули в Латинскую Америку.
Нужен всплеск сальсы
- Расскажи, в каких городах России направление социальных танцев наиболее развито? Какие проходят основные мероприятия?
- Есть вещи внутренние - для тех, кто серьезно погружен в танцы и тусовку, и есть вещи для всех. Если о втором — в мае проходит московский Moscow Salsa & Kizomba Festival, летом в Санкт-Петербурге WHITE NIGHTS SALSA FEST. В Красноярске зимний фестиваль на новогодние праздники — Hot Winter in Siberia. Там шикарные шоу, куда можно с друзьями просто прийти, как в театр. И есть уроки, чтоб поднять свой уровень. Преподаватели там очень крутые. Есть поменьше фестивали — например, Casa del Sol в Саратове. А потом идут события серьезные — для тех, кто живет этим. Это «Третий Фронт» в Ростове- на-Дону, Salsa Night Awards в Москве. Мне кажется, что оттуда многие получают информацию о том, какие есть шоу- номера у нас в России. Есть очень хорошие летние лагеря. Для меня это «Пермский период» - там на полторы недели люди уезжают на базу, тренируются. Еще популярен украинский Sea Sky. Ну и привозные мастер-классы в разных городах.
- В социальных танцах элемент соревнований не первичен и даже не вторичен... Зачем нужен кубок по сальсе?
- Сначала пиар, людям со стороны нужно, чтобы им показали нормальных танцоров и чтобы все было понятно. Это еще и повод привнести в дело какую-то хорошую графику. Дело в том, что когда готовишься к соревнованиям, вспоминаешь самое лучшее. Люди начинают вытаскивать из себя фишки, которые обогатят систему в целом. А соревновательный эффект нам более привычен. «Сплясали, подарили миру фишечку и разошлись» - там меньше стимулов. А здесь у нас неплохие призы, не столько денежные, сколько полезные. Какое-то время назад был период, когда танцы были на экранах, в кино. Сейчас этого поменьше, нужен небольшой всплеск.
- В конкурсе могут участвовать и преподаватели, и ученики. Общий уровень будет сильно отличаться?
-Обязательно будет. Но на то и открытый кубок - чтоб приходили все желающие. Идти на соревнования с людьми заведомо слабее тебя кажется мне не интересным. А когда ты идешь на конкурс, где люди на две головы выше - то другой кураж, а если ты еще у них выиграл? Это другое дело. К тому же, это приобретение опыта. Много факторов, по которым можно выиграть. Например, ты отлично чувствуешь музыку - и на это судьи смотрят больше, чем на технические поддержки. Если сделаешь спокойный поворот с музыкальными акцентами — это выше, чем если партнерша сделала три сальто и встала еще на руки. Хотя если это все в музыку и с настроением — вариант уже третий...
Танцоры – такие же, как все. Просто чуточку более гармоничны, чуточку более музыкальны и чуточку более улыбчивы. Планируя отпуск, танцоры узнают, нельзя ли где-то в окрестностях потанцевать. Мир становится ближе, движения сливаются с музыкой, мужчины рисуют свой танцевальный узор, а девушки – «красивые и слушаются», иногда позволяя себе вольности. Выезжая в город, мужчины берут с собой запасную майку, а девушки кладут в сумку туфельки. На всякий случай.
Пять фактов об Открытом московском кубке по сальсе
-
В конкурсе может принять любой желающий, достигший 18 лет, независимо от стажа танцевания и места жительства.
-
Регистрация закончится всего за 1 час до начала конкурсной программы
-
Конкурс разделен на две части — по сальсе нью-йорк и сальсе касино.
-
В конкурсе примут участие как ученики, так и преподаватели
-
Финал по системе «Jack-and-Jill». (Это формат, при котором оценивается не пара, а каждый участник пары в отдельности. Происходит смена партнеров после каждого захода, музыка заранее неизвестна. Танцоры должны показать умение взаимодействовать с незнакомым партнёром и интерпретировать музыку «на лету»).