Станислав Черчесов: Бог даст - вернусь в «Спартак» в пятый раз
СТАНИСЛАВ ЧЕРЧЕСОВ:
БОГ ДАСТ – ВЕРНУСЬ В «СПАРТАК» В ПЯТЫЙ РАЗ
В редакции «Советского спорта» побывал известный специалист Станислав Черчесов, с которым журналисты отдела футбола обстоятельно поговорили о «Спартаке», российском чемпионате, перспективах сборной. Первая часть беседы опубликована в номере за 9 октября.
Андрей БОДРОВ
В ОДНОМ ДОМЕ С ПАВЛЮЧЕНКО
- Больше года миновало после вашего ухода из «Спартака». Чем жили это время?
- Дел хватало и здесь, и в Австрии. Готовлюсь в ноябре к пересдаче на новую лицензию Pro.
- Вы живете в Москве?
- Я вернулся из Австрии с тем расчетом, что останусь жить здесь. Считаю себя жителем России. Но дело в том, что дочка поступила в Университет, будет заниматься международной экономикой. Навещаю ее периодически. Сын продолжает заниматься футболом. Он сказал, что хочет стать хорошим вратарем, но это еще предстоит доказать. По блату в воротах не играют.
- Правда, что купили квартиру в Сокольниках?
- Правда. Я же говорю, из Австрии не просто так возвращались. Кстати, мы теперь с Ромой Павлюченко соседи. Встретились как-то, обнялись…
- После вашего ухода из «Спартака» прошло чуть более года. Что в будущем?
- Сезон в России подходит к концу, есть определенные интересы. Если предложения будут конкретизированы, будем рассматривать.
- Вас часто можно увидеть на матчах российской премьер-лиги. Присматриваетесь?
- С посещениями игр получается спонтанно. Встречаются, допустим, «Локомотив» с ЦСКА, или «Спартак» с «Динамо» – как пропустить центральный матч тура? Или созвонишься с кем-нибудь: «Пойдешь?» - «Пойдем».
- Болельщики «Спартака», как и прежде, окружают вас толпой в поиске ответов на злободневные вопросы?
- Болельщики настолько позитивно ко мне относятся, что задумываюсь порой: мною ли были недовольны? Я спокойно смотрю им в глаза, мы открыто общаемся. Болельщик по-разному может сказать, но я ни разу за это время не почувствовал негатива кроме, пожалуй, одного случая, когда попался ну очень эмоциональный собеседник.
- Бывший гендиректор «Спартака» Сергей Шавло, вспоминая акции болельщиков против спартаковского руководства, предположил, что волнения были кем-то умело срежиссированы. У вас есть такие подозрения?
- Мне враги не мерещатся. Но я ни в коем случае не имею ввиду реакцию Сергея Дмитриевича. На мой взгляд, он провел хорошую работу в «Спартаке», за которую заслуживает добрых слов.
- Как оцениваете итоги жеребьевки стыковых матчей для сборной России?
- Если написать на чистом листе бумаги друг против друга слова Россия и Словения, ответ сам по себе очевиден. Если в прошлом словенцы обладали звездным составом, то из нынешней затруднительно вспомнить фамилии. Но эти «стыки» - коварная штука. Здесь нет турнирной борьбы. Быстротечное соревнование, да еще на фоне ажиотажа. Возможно всякое. Но я убежден, что наша команда и тактику правильную изберет, и в игре будет ответственна.
- Как наши шансы расценивает главный тренер сборной Германии Йоахим Лев, с которым вы встречались в Москве?
- О шансах не говорили, но нашу команду Лев оценил очень высоко. Мы, кстати, договаривались с ним встретиться на 15 минут, а проговорили два часа. От Лева узнал, что за несколько дней до московского матча сборная Германии проиграла в спарринге какой-то молодежной команде – 0:1. То есть что-то было не в порядке. Но Лев и его коллеги быстро находят ответы на вопросы.
«БУДЬТЕ ПОДЕЛИКАТНЕЕ С БЫСТРОВЫМ»
- Трансфер года: Владимир Быстров перешел из «Спартака» в «Зенит». Число ненавистников Быстрова поистине велико. Почему болельщики такие озлобленные?
- Помните, как в «Большой перемене» поется: «Мы выбираем нас выбирают, как это часто не совпадает…». Люди покидают команды по-разному. Вариант первый: человек сам принимает решение. Второй: говорят спасибо. Почему у нас считают единственно верным второй вариант? Могу констатировать, что Быстров честно отрабатывал в «Спартаке». Отдавал себя, мучился синяками, шишками и травмами. Нервы растрачивал. И в другой команде он проявляет себя с самой лучшей стороны. Мы не знаем закулисных дел, чтобы судить прав игрок, или нет. Пожелаю болельщикам быть поделикатнее с Быстровым.
- Спартаковцы вспоминают, что Быстров при первой возможности уезжал отдыхать в Питер.
- Случалось, Володя даже отпрашивался у меня, но поводы были поважнее. Чувствовалось: его дом там.
- Как относитесь к предложению запретить переходы в российской лиге по ходу сезона?
- Плохо отношусь. Почему какой-то факт, в данном случае переход Быстрова, становится поводом для изменения устоявшихся правил? Клубы окажутся лишены маневров. «Спартак», к примеру, не смог бы отпустить Павленко в «Ростов», Дзюбу в «Томь», Малояна в «Анжи» и так далее. А так – ребята получают сейчас игровую практику.
- В таком случае, как обезопасить бедные клубы от богатых?
- Вы думаете, Спартак бедный?!.. Я бы поставил вопрос иначе: как обезопасить личность, человека, который хочет поменять что-то в жизни? Чтобы футболист остался, придется улучшать ему контракт. В футболе, как в любом бизнесе, действует закон спроса и предложения.
- Вы можете представить себе возвращение Быстрова в «Спартак»?
- Почему нет? Я, к примеру, возвращался в «Спартак» четыре раза.
- Это, кстати, официальный клубный рекорд. Какой магнит тянул вас друг к другу?
- Иногда это были чисто прагматические мотивы. В 1995-м году я провел удачный сезон в дрезденском «Динамо», но клуб обанкротился. В «Спартаке» поняли, что меня можно пригласить под Лигу чемпионов. И как-то на сборе национальной команды на базе в Тарасовке меня пригласили на разговор с Романцевым. Я сказал Олегу Ивановичу: «Я готов вам помочь».
- Состоится пятое возвращение?
- Бог даст, вернемся.
- В «Спартаке» на руководящих постах и в тренерском штабе работают спартаковцы, если не считать технического директора Смоленцева. Именно при вас появилась такая тенденция. Это важно – приглашать своих?
- Знания, опыт, имидж, лицензии – вот что определяет интерес к той или иной кандидатуре. Я звал в «Спартак», помимо Ледяхова, Попова и Стауче других спартаковцев; это Онопко, Ковтун. Считаю правильным, чтобы свои возвращались. Повторюсь: звал одноклубников потому что знаю: на них можно положиться. Не просто так титулы вместе выигрывали…
- Считается, истории Быстрова и Торбинского, неудержанных «Спартаком», во многом схожи.
- Я смотрю на игроков и как тренер, и как менеджер. Быстров и Торбинский могут перевернуть любую игру – своим импульсом. Не знаю, тяжело ли сейчас «Спартаку» без Быстрова. Но потеря Торбинского, это помню отчетливо, стала ощутимой.
- Торбинский признавался, что лишь вы проявили в нем заинтересованность, пытаясь предотвратить уход.
- Когда я пришел в «Спартак», вопрос уже стоял на повестке дня. Пограничная ситуация. В итоге клубом был предложен, поверьте мне, хороший контракт. Леонид Арнольдович (Федун – прим. ред.) условия одобрил. Но, видимо, предложение оказалось запоздалым, у Дмитрия с «Локомотивом» уже были какие-то договоренности.
- С кем из бывших подопечных общаетесь?
- Возникает какой-то повод – контактируем. В этом году ребенок у Торбинских родился – позвонил, пожелал всего самого доброго. Быстрова тоже поздравлял.
«СОВЕТ ДЛЯ ПЛЕТИКОСЫ: ШАГ НАЗАД И ДВА ВПЕРЕД»
- В жизни Стипе Плетикосы разворачивается настоящая драма. Человек лишился места даже на скамейке запасных, а затем получил тяжелейшую травму.
- Уверен, Стипе не считает, что все происходящее такая большая драма. Ему чуть больше тридцати. А я прошел через подобное испытание в 38 лет. Помню, после того, как от тяжелой травмы оправился, поехали на сборы. Йоахим Лев выпустил на товарищескую игру. Каково же было удивление, когда в раздевалке я не обнаружил своей майки. Так и играл под чужим 16-й номером под фамилией Харасе.
Сегодня разрыв крестообразных связок лечится за полгода. Выходи и играй. А у меня тогда сломался хрящ, ни один доктор не давал гарантий. Что было потом? В 39 я стал чемпионом Австрии и оказался в составе сборной России на чемпионате мира.
Стипе надо быть реалистом. Может, стоит задуматься о переходе. Возможно, придется сделать шаг назад, чтобы затем пойти вперед. Все еще будет. Думаю, и в «Спартаке» уже задумались о том, как сделать так, чтобы игрок не потерял в цене и примут единственно верное решение.