Вячеслав Быков: Выиграть все невозможно, но стремиться к этому надо!

Главный тренер «Салавата Юлаева» ответил на вопросы «Комсомолки».

Главный тренер «Салавата Юлаева» ответил на вопросы «Комсомолки».

- Вячеслав Аркадьевич, ваше мнение о прошедших играх «Салавата Юлаева»: все ли из задуманного удалось и довольны ли результатом?

- Результатом мы в целом довольны. Хотя, конечно, всегда хочется лучшего. Первый выезд был непростым: все три «динамовские» команды очень серьезные, разноплановые, поэтому радует, что во всех матчах мы смогли взять очки. (Разговор состоялся 22 сентября. -Прим. ред.) Сказать, что полностью довольны игрой, не можем: находимся только в фазе ее построения, есть какие-то огрехи, без которых невозможно обойтись, но в целом динамика положительная и отношение ребят настраивает на оптимистический лад.

- Задача на сезон исключительно Кубок Гагарина? Или призовое место тоже допускается?

- Перед такой командой, как«Салават Юлаев», всегда нужно ставить только самые высокие цели. Во-первых, последние 2-3 года «юлаевцы» находятся в числе лидеров российского хоккея, во-вторых, здесь собраны очень талантливые игроки, многие из которых  кандидаты в сборную России, поэтому ставить параллельно какие-то другие задачи, помимо Кубка Гагарина, неправильно.

- Лично для вас «серебро» будет огорчением?

- Конечно! Понимаете, любой проигранный матч уже оставляет горький вкус, поэтому нельзя сказать, что кто-то может радоваться «серебру». Надо ставить перед собой самые высокие задачи, при этом осознавая, что выиграть все просто невозможно! Но стремиться к этому надо!

- Проясните ситуацию с Андреасом Йоханссоном. Действительно ничего другого не оставалось, кроме как расторгнуть с ним контракт?

- Видимо, нет. Потому что медики дали свое заключение, а держать игрока и лечить его в течение всего сезона невозможно.«Салават Юлаев» не мог пойти на это, потому что это ослабление команды, ее внутренней атмосферы, дополнительная финансовая  нагрузка на клуб. Был бы я на месте Йоханссона  я бы тоже поехал домой. Чисто по-человечески мне его жалко, обидно, что прямо перед началом сезона у нас распалась тройка, которую мы планировали создать с Андреасом Йоханссоном – мощным центральным нападающим.

-  Ваша точка зрения по поводу скандала вокруг нападающего Кирилла Кабанова. Стоит ли вообще этот игрок той шумихи, которая поднялась?

- Эта шумиха  следствие того, что нет соглашения между КХЛ и НХЛ. Что касается самого Кирилла, то это игрок юношеской молодежной сборной, поэтому, надо полагать, парень талантливый и, наверное, может стать серьезным, хорошим хоккеистом. Но будь на его месте любой другой игрок, даже менее перспективный - он все равно бы «взорвал» эту ситуацию. Сейчас дело Кирилла Кабанова рассматривает дисциплинарный комитет КХЛ, и в ближайшее время он должен вынести свой вердикт. Мы в свою очередь на этого игрока рассчитывали, так как сделка состоялась и контракт у «Спартака» был выкуплен. Но, повторюсь, неопределенность между лигами дала семье Кабановых основание сделать этот шаг.

- Вы уже три года успешно работаете и в клубе, и сборной. Тем не менее вопрос совмещения постов продолжает активно муссироваться. Многие считают, что совмещение возможно когда угодно, но только не в олимпийский сезон. Некоторые издания чуть ли не по датам расписывают ваш маршрут: когда будете в Уфе, когда отправитесь в сборную. И делают выводы, что, по сути, полноценно заниматься ни одной из команд не получится. Как вы относитесь к таким высказываниям? 

- Я довольно-таки спокойно к этому отношусь, думаю, что говорят и пишут такое дилетанты, которые, не зная всей ситуации, просто хотят привлечь к себе внимание этой шумихой. У тех, кто все понимает, не то что нет претензий, даже повода для них быть не может. Мы три года совмещали посты в ЦСКА и сборной, перешли в новый клуб, и вдруг у нас должны возникнуть какие-то проблемы.  С руководством «Салавата» мы нашли полное взаимопонимание и поддержку, оно, в свою очередь, тоже предприняло шаги: привлекло Венера Сафина и Сергея Герсонского, так что даже во время нашего отсутствия в команде продолжается усиленная работа под руководством опытных тренеров. <p>Существуют как бы два штаба: один в ФХР, который занимается сборной, и другой в «Салавате Юлаеве». Эти организации работают независимо друг от друга, а руководство осуществляется мной и Игорем Владимировичем (Захаркиным. -прим.ред.). Мы даем директиву, направление, мысль  все задачи, вопросы и планирование идут от нас. Понимаете, очень важно правильно организовать работу: всю ответственность мы распределяем между людьми, но если есть победа, успех, а они есть, то все их разделяют точно так же. У нас все под контролем: есть уже февральский план и для команды, и для сборной. Перед тем как уехать в сборную, мы оставляем план работы для «юлаевцев», который будут выполнять наши помощники. Так же было и в ЦСКА. Поэтому всю шумиху и туже прессу в какой-то момент лучше просто отодвинуть в сторону  даже пропускать через себя не стоит. Самое главное  быть честным перед самим собой, как я люблю повторять, «чтобы посмотреть в зеркало, не отвернув лицо».

- Знаю, что в Швейцарии вы занимались вопросами профессиональной переориентации игроков. Как считаете, нужно ли запускать подобную программу в России?

- Это очень серьезная проблема. Спортсмены тратят много сил и времени на занятия хоккеем и фактически уходят от реальной жизни, предоставив себя только спорту, что, как мне кажется, не совсем правильно. И когда подходит момент заканчивать карьеру  в 30-40 лет,  выходят в общество совершенно неподготовленными. Как 18-летние студенты вынуждены искать свой путь в жизни. И даже если они сумели обеспечить себя финансово - интересно же заниматься чем-то еще.

Профессиональная переориентация спортсменов - специальные тесты, которые помогают определить способности, навыки, стремления, в какой отрасли спортсмен смог бы себя еще проявить. У кого-то склонности к строительству, другой может реализоваться в творчестве, третьему подходят финансы. Но тесты нужно проводить во время спортивной карьеры. А после этого найти фирму, предприятие или банк, которые бы этот хоккеист представлял,  это даст фирме возможность использовать, скажем, имя спортсмена в своих целях, а самому хоккеисту   изучить профессию, которая ему близка. При этом процесс обучения из-за занятости спортсмена может растянуться и на 7-8 лет, но зато после завершения карьеры он плавно переходит в другую профессию. <p>

Эту программу разработали в Америке, мы пробовали внедрить ее еще в Швейцарии. Думаю, в России она также необходима. Поверьте, в выигрыше будут все: и общество, которое получит полноценных граждан, и фирма, потому что спортсмен максималист, привыкший добиваться больших высот и  работать на результат, и сам хоккеист, который найдет себя. <p>

- После последнего, триумфального для нашей сборной чемпионата мира вы говорили, что против нас в Швейцарии работали чуть ли не 160 экстрасенсов, но мы смогли выстоять. Вы вообще верите в сверхспособности человека и как относитесь к всевозможным предсказаниям?

- К предсказаниям отношусь неоднозначно.  Есть мнение, что все грядущие события можно просчитать чуть ли не математически. Но в сверхспособности человека я верю, почувствовал это на себе - в моей жизни и жизни моих детей было много моментов, когда официальная медицина была бессильна, и нам на помощь приходили целители. Другое дело, что здесь, как, впрочем, и в каждом деле, масса шарлатанов, которых очень трудно распознать. Я считаю, что определенными способностями на уровне интуиции обладают многие. У меня частенько бывает так: только набираю номер жены, а в трубке уже «Але».Супруга говорит: «А я как раз тебе звоню», или рассказываю что-то Игорю - а он, оказывается, именно это мне только что и собирался сказать.

Новости. Хоккей