Вячеслав Фетисов: Победа на Евро-2008 не пойдет на пользу российскому футболу
У руководителя Росспорта Вячеслава Фетисова крайне напряженный график работы. Помимо кабинетной деятельности – нескончаемый поток деловых встреч, командировок, церемоний, пресс-конференций... Фетисов рассказал о наиболее актуальных проблемах: финише хоккейного чемпионата России и создании новой лиги, Олимпийских играх в Пекине, чемпионате Европы по футболу... Фетисов был предельно откровенен в своих ответах.
– Вячеслав Александрович, давайте начнем с самой актуальной сегодня темы. Завершается плей-офф чемпионата России по хоккею. Многие специалисты отмечают, что турнир захватывающий и непредсказуемый, а интересных матчей было как никогда много. Вы, как легендарный хоккеист, согласны с такой точкой зрения?
– Вообще-то сама идея игр на выбывание в том и состоит, чтобы подогреть ажиотаж, создать дополнительное напряжение.
Следовательно, какая-то интрига в плей-офф всегда присутствует. Это мы видели и в четвертьфиналах, и в полуфиналах. Надо заострить внимание на качестве игры, которую показывали хоккеисты. И не в обиду нашим лучшим командам будет сказано, оно сильно разочаровывает. Вот пошел я на четвертьфинальный матч между московским «Динамо» и магнитогорским «Металлургом» и очень расстроился. Честно, лучше бы и не ходил, а только слышал и читал, какая в нашем чемпионате интрига, какие страсти. А тут мне бросилось в глаза отсутствие серьезной силовой борьбы, не наблюдалось напора, спортивной злости. Да что там говорить, такой хоккей не дотягивает даже до уровня фарм-клубов НХЛ. Так что качество игры такое, что извините. С любым специалистом могу поспорить и отстоять свою точку зрения.
– Кстати говоря, есть вероятность, что вы вновь вернетесь к тренерской деятельности?
– А где и кого, скажите, я буду тренировать, будучи федеральным чиновником?
– А в будущем? Можете в теории представить такую ситуацию?
– Уже не могу. Куда я поеду? На Запад уже поздно. Мой поезд уже ушел. А ведь до того, как я вернулся в Россию, мне трижды предлагали возглавить команды НХЛ. А сейчас кому нужен тренер без практики? Даже в России... Сейчас могу быть только тренером на общественных началах для своих внуков. Или детей и внуков своих друзей. Вот в этом качестве, уверен, я буду очень полезен. Много чего знаю, могу научить, подсказать.
– Не жалеете, что профессия тренера оказалась для вас потерянной?
– Знаете, когда сам был игроком, никогда даже не думал, что займусь тренерством. Но так получилось, что нашлись люди, которые меня в это дело втянули. И у меня уже стало кое-что получаться, появились наработки, был опыт работы и в НХЛ, и со сборной России, но потом я пересел в кресло чиновника…
– В новом сезоне откроется Континентальная хоккейная лига. Как думаете, что она даст нашему хоккею?
– Я рад, что проведение чемпионата переходит от Федерации хоккея России к КХЛ. В ней будут собраны команды совсем иного уровня. Это для меня очевидно. Сейчас главная беда нашего хоккея – постоянная миграция игроков из клуба в клуб. И вот кочуют хоккеисты из одного города в другой, играя зачастую спустя рукава. Теперь вводится принципиально иная система переходов. Во-первых, это очень эффективная система драфта. Во-вторых, отменено право отзаявлять или отдавать в аренду хоккеистов, находящихся на контракте. В-третьих, клуб сохранит за собой возможность требовать выплаты компенсации за игрока не старше 28 лет, собирающегося, допустим, в НХЛ.
– Но как это будет осуществляться на практике?
– Если говорить о драфте, то будет создан определенный реестр молодых хоккеистов, начиная с 15-летнего возраста. Если парень хорошо играет, то он обязательно попадет «на карандаш» тренерам или селекционерам клуба, выступающего в открытой лиге. И к моменту драфта у молодого человека появится отличный шанс получить работу. И клуб будет обязан выполнять все пункты контракта. Спортсмены будут финансово заинтересованы выкладываться в каждом матче, поскольку в противном случае рискуют потерять работу. К тому же молодые, талантливые игроки будут распределяться по разным командам. От Москвы до Сибири. Те, кто хорошо играет еще в юношах, наверняка не пропадет.
– Значит, ситуация, когда наши хоккеисты, подобно Евгению Малкину, убегали в НХЛ, больше не повторится?
– Нет. Клубу НХЛ придется обратиться сначала, предположим, к Величкину. И если с ним будет достигнуто соглашение, хоккеист сможет уехать за океан. В противном случае новая лига собирается отстаивать свои интересы на уровне самой НХЛ.
– А если хоккеист уедет все-таки без согласия своего клуба?
– Профессиональный хоккеист должен осознавать, на какой риск идет. Если уйдет не по-хорошему, то ему сложно будет вернуться в открытую лигу, тем более что клубы и профсоюз собираются действовать солидарно. А то сейчас многие наши звездочки сначала улетают за океан без компенсации, а потом возвращаются в Россию, словно ничего и не произошло. Такого уже не будет.
– В одной из ведущих спортивных газет недавно появилась статья, в которой указывается фактически на неподконтрольность финансовой деятельности Федерации хоккея России. Будет ли какая-то реакция со стороны Росспорта?
– Я очень расстроился, прочитав этот материал. Тем более мне известно, что на Западе внимательно изучают нашу хоккейную прессу. Да и имидж нашего хоккея пока достаточно хрупкий, а тут такое… Конечно, руководству ФХР придется ответить на многие вопросы, поднятые в статье.
– Накануне пекинской Олимпиады уже составлен так называемый медальный план?
– Скажу так: Росспорт не ставит задачи выиграть определенное количество золотых медалей. Но по итогам прошлого года наши спортсмены в разных видах спорта выиграли на чемпионатах мира 28 высших наград. Следовательно, есть шанс рассчитывать на победу в этих дисциплинах и в Пекине. Недавно состоялось совещание, на котором присутствовали тренеры сборных и руководители федераций, которые следят за текущими результатами спортсменов-олимпийцев. И вот по итогам этого совещания выяснилось, что мы уже можем рассчитывать на 38 золотых медалей. Что ж, посмотрим... Но хочется, чтобы в Пекине «выстрелили» и те атлеты, на которых мы пока не делаем ставку. Чтобы в Китае наши вообще побеждали как можно чаще.
– Как планируется и финансируется подготовка спортсменов к Олимпиадам, а также другим крупным стартам?
– В структуре Росспорта есть управление спорта высших достижений. Создан Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры. Это как бы центр, координирующий подготовку. Затем каждая федерация ежегодно представляет план мероприятий на следующий сезон. Под него составляется смета расходов, начиная от участия в турнирах и заканчивая затратами на экипировку и медикаменты. Этот план необходимо «защитить», то есть доказать целесообразность расходов, и только тогда под него выделяются средства.
– Вы не только возглавляете Росспорт, но еще и активно участвуете в работе Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Как удается совмещать?
– Моя основная работа, конечно, в Росспорте. Но уже в ближайшее время предстоит слетать в Монреаль на два очень важных мероприятия по линии ВАДА, в частности, на заседание Совета учредителей, где будет выработана новая стратегия борьбы с допингом. А так, работа идет в четком соответствии с планом. Так что все это не в ущерб работе в Росспорте. Наоборот, деятельность в такой крупной организации, как ВАДА, поднимает имидж России. Еще шесть лет назад о нас просто вытирали ноги, наказывая по поводу и без. Сейчас с Россией уже считаются. Но наша позиция такова – если спортсмен действительно попался на допинге, пусть несет ответственность. Выгораживать мы его не будем.
– В этом году состоится еще одно очень значимое событие – чемпионат Европы по футболу, на котором выступит наша сборная.
– Может, не надо о футболе? Чудес-то в спорте не бывает. И даже если мы нечаянно выиграем европейское первенство, то, как ни странно, я не уверен, что это пойдет на пользу нашему футболу. Пока в этом виде спорта у нас очень много проблем. И чтобы их решить, нужно терпение и время. Сейчас же уровень игры наших футболистов, при всем уважении к ним, мягко говоря, оставляет желать лучшего.