Андрей Николишин: Еврохоккейтур абсолютно не нужен
Нападающий «Трактора» Андрей Николишин в нынешнем сезоне стал лидером челябинского клуба и ее капитаном, являясь четвертым по результативности игроком команды. Его успехи обратили на себя внимание тренеров сборной России, и Андрей после многолетнего перерыва снова попал в национальную команду. О проходящем сезоне и жизни на Урале Андрей рассказал в интервью «Вечернему Челябинску».
— Как вы миритесь с тем, что приходится быть PR-менеджером и себя, и команды?
— На самом деле чем больше говорят и пишут о команде, тем выше ее популярность. Ребята, которые играют со мной в команде, достойны большего внимания со стороны прессы, болельщиков. В силу их закомплексованности, неумения общаться о них мало кто знает. А ведь по большому счету они всю жизнь посвящают хоккею. Болельщики, приходя на игры, видят только вершину айсберга, а та адская работа, которую приходится делать на тренировках, остается как бы под водой.
Чем больше о команде пишут и говорят, тем больший смысл имеет занятие хоккеем для этих молодых ребят. И это, наверное, правильно, так должно быть. Чем больше я буду рассказывать, тем лучше.
— Ваш нынешний тренер Андрей Назаров, если ему не нравится вопрос или он не хочет говорить на какую-то тему, может сказать: «Плохой вопрос. Давайте следующий». От вас никто никогда ничего подобного не слышал. В чем секрет, как удается?
— Мне на самом деле, наверное, надо учиться у Назарова (смеется) отшучиваться, переходить к другим вопросам. Нет, если серьезно, все люди разные и у каждого свои какие-то методы… обороны от прессы.
— От темы сборной нам все-таки никуда не уйти. Расскажите о своих ощущениях от национальной команды после такого долгого перерыва. Было ли для вас это чем-то новым, чем-то особенным?
— Не сказал бы, что это что-то новое, необыкновенное. Да, сейчас сборная стала совсем иной, атмосфера другая. Поменялись тренеры сборной, поменялся состав. Пришли молодые игроки.
Когда я играл в сборной раньше, знал всех ребят, а теперь больше половины команды для меня — новые партнеры. Я не со всеми пересекался. Вот это было новым. Порадовало то, что в сборной царила очень хорошая, добрая, не угнетающая атмосфера. Это большой плюс. Сборная — это огромная ответственность, давление. Все это понимали, но не было «накачки» со стороны тренеров, как раньше. Чувствуешь себя комфортно и приятно. А в плане хоккея, игры ничего нового.
— И в сборной, и в клубе у вас молодые тренеры. И Вячеслава Быкова, и Андрея Назарова причисляют к «новой волне». Чем они отличаются от тренеров предыдущего поколения?
— Когда я приехал в НХЛ, со мной работал тренер, которому тогда было 28 лет. Вот он был молодой. Что касается Быкова, то о нем уже можно говорить как о состоявшемся тренере и человеке со своим мнением и мировоззрением.
Может, у него за плечами и нет 10 — 15 лет работы на тренерском мостике, но у него есть свое четкое понятие о хоккее и о том, как надо в него играть. Его и Назарова отличает от тренеров старой формации отношение к игрокам.
Более старшие наставники все-таки по-другому относятся к людям. И то, что Быков и Назаров в свое время поиграли и пожили за границей, наложило огромный положительный отпечаток на их карьеру и как хоккеистов, и как тренеров. Они взяли все лучшее, чему научились за рубежом, и перенесли сюда.
— Ходит много разговоров о том, что Европейский хоккейный тур — это очень странное соревнование. Сборные приезжают не в сильнейших составах, посещаемость на низком уровне. Как вы считаете, нужен ли этот турнир в том формате, в котором он проводится сейчас?
— Мое личное мнение — абсолютно не нужен. Я считаю, что просматривать кандидатов в национальную команду можно не только в играх за сборную, но и в играх за клуб.
Канадцы, например, так не делают, и это не мешает им выигрывать чемпионаты мира. Игры Евротура выбивают из графика чемпионата России. По-моему, этот турнир не имеет смысла.
— В будущем году вместо суперлиги будет новая, континентальная лига, в которую планируется пригласить и зарубежные клубы. Как вы считаете, это реально и как это скажется на развитии хоккея в стране?
— Новая лига — это уже свершившийся факт. Как это скажется? Сейчас, наверное, рано об этом говорить. Зависит от того, кто будет стоять у руля. Покажет время. Надо процесс запустить, а потом уже будем разбираться. Одно могу сказать: в первые годы будет очень сложно в плане становления этой лиги. Хорошего изначально ждать не стоит — надо быть реалистом. Чтобы лига заработала на полную, должен пройти не один год. Та же НХЛ строилась десятки лет.
— Швеция, Финляндия, Чехия будут в ней принимать участие?
— В будущем континентальная лига станет альтернативой НХЛ. Если все будет организовано на должном уровне, то эти страны тоже будут заинтересованы к ней присоединиться. Хоккей от этого только выиграет. Чем больше будет международных встреч, чем больше будет задействовано игроков самого высокого уровня, тем лучше. Сейчас пока мы варимся в собственном соку.
— Можно ли сказать, что в вашем возвращении на высокий уровень большая роль принадлежит нынешнему тренеру?
— Естественно, любой профессиональный спортсмен в командных видах спорта мечтает о доверии тренера, чтобы тот давал ему возможность играть. В хоккей играют не по одному, всей командой. Если у тебя идет игра, а у партнеров нет, то ничего не получится. Это же не теннис. Тут нужно, чтобы все шестеренки работали.
— На ваш наметанный взгляд, в «Тракторе» сейчас есть игроки уровня сборной или те, кто может в ближайшее время на него выйти?
— Те, кто может выйти, — несомненно. У нас есть игроки уровня молодежной сборной. Не забывайте, что 80 процентов хоккеистов команды играют всего второй год в суперлиге. Вы хотите, чтобы они тут же чемпионами стали? Быстро поднимаешься — падать больно. Выходить на уровень первой сборной очень сложно. В будущем все может быть. Те же Новосельцев, Набоков имеют опыт игры за национальную сборную. Не за горами вызовы в сборную для Пигановича, Войнова, Дадонова.
— В бытовом плане вам комфортно в Челябинске?
— Все отлично. Квартиру снял, льда навалом, кормят хорошо. Единственное — семья у меня живет в Москве. Редко видимся, и я очень скучаю.
— Перевезти сюда не хотите?
— Сезон скоро заканчивается, и вместе с ним заканчивается контракт… А дальше пока ничего не известно.
— Вы очень многого добились в хоккее. Как удается находить для себя стимул продолжать заниматься?
— Понимаешь, когда всю жизнь посвящаешь какому-то делу, особая мотивация и не нужна. Сказать, что я ничего не умею кроме хоккея, неправильно, но в процентном отношении в этом есть определенный смысл. Конечно, иногда возникают мысли заняться чем-то другим, но потом понимаешь, что это неправильно. Хоккей — то, чему я отдал большую часть моей жизни, и так или иначе он всегда будет со мной.