Милош Ржига: В «Спартаке» собраны очень амбициозные ребята
Главный тренер московского «Спартака» Милош Ржига стал первым иностранным тренером, который вернулся в Россию после перерыва. В интервью «Времени новостей» Милош Ржига рассказал, почему он на самом деле уехал из России и зачем вернулся.
- Скажите, а почему вы на исполнение государственного гимна перед матчами чемпионата России не выходите? Вы уже провели две игры, и ни разу вас не видели.
- Ой, да это смешная ситуация. Перед первой игрой с «Торпедо» я просто не успел выйти из раздевалки. Начали играть гимн, и я простоял в коридоре с Петром Воробьевым. Мы же победили 2:1. И потому на матче с ЦСКА я уже сознательно стоял на том месте во время гимна. Раз мы не выиграли, то в следующей встрече займу место на скамейке запасных, как все. Ни о каком неуважении речи нет. Обычное суеверие, которое бывает у всех спортсменов.
- Если серьезно, все в России вас рады видеть. Вы умудрились не поссориться ни с кем из журналистов. А Вадим Епанчинцев и Денис Архипов называют вас лучшим тренером из тех, с кем приходилось работать. Вы сами-то довольны, что поступило предложение из России?
- Да, конечно. Я и сам очень хотел вернуться. Но, честно говоря, не думал, что появятся предложения.
- Почему же вы уехали из «Химика»? Ведь губернатор Московской области дал указание продлить с вами контракт. Но договор заключен не был.
- Это не мой вопрос. Я хотел остаться, был согласен. Но что потом случилось, не понимаю. Видимо, в «Химике» хотели подписать лучшего тренера, чем я. И договорились с Петром Воробьевым.
- Нам говорили, что вы потребовали сумасшедшие деньги. Попросили поднять свою зарплату в несколько раз. А у «Химика», дескать, таких средств не оказалось. Это правда?
- То, что я хотел улучшить свои финансовые условия, правда. Но не так, как вы говорите, не в несколько раз. Любой на моем месте попросил бы лучший контракт. Моя команда ведь показала хороший результат. И все равно считаю, что дело не в этом. Просто руководители клуба хотели работать с Воробьевым и сделали все, чтобы пригласить его.
- Обидно, что с вами так расстались?
- Нет. Сейчас со всеми людьми, с которыми я работал, могу встретиться. Пожать им руки. Была обыкновенная ситуация: у меня закончился контракт, а новый не предложили.
- За год русский не забыли?
- Нет, что вы. Конечно, не практиковался, но совсем все не забыл. Да я довольно быстро все вспоминаю. Приехав в «Химик», говорил очень плохо, но быстро отказался от услуг переводчика.
- Сейчас можете донести до игроков все, что хотите?
- Нет. Какие-то вещи очень трудно передать. Но я стараюсь. Знаете, в «Химике» мне помогал игрок Андрей Потайчук. Он знал чешский язык. В «Спартаке» таких хоккеистов нет.
- Обычно чешские тренеры приглашают с собой в команду игроков из своей страны.
- Да, но во время дозаявочной кампании нам не удалось найти свободных хоккеистов. С удовольствием бы взял вратаря Душана Салфицки, но у него действующий контракт с «Торпедо». В Нижний Новгород приехал Алеш Пиша. Его бы я взял. Но даже подумать не мог, что этого защитника отпустят из «Пардубице».
- Российские судьи ездят по обмену работать в разные страны Европы и, возвращаясь, утверждают, что во всех чемпионатах хоккей слабее, чем в России. Вы с этим согласны?
- Что касается Европы, то безусловно.
- И судьи слабее?
- Трудно сказать. Они друг друга не оценивают. Но мы можем написать, что в России самые сильные арбитры, если это вам поможет. Я вообще не очень люблю говорить об арбитрах. У них есть удачные матчи, есть неудачные. Стараюсь сконцентрироваться на своей команде. А вот чемпионат России по уровню действительно второй в мире.
- В России вы работали в богатом «Химике». А сейчас в скромном по бюджету «Спартаке». Это не помешает вам показать результат?
- «Химик» был не так богат, когда я пришел туда. Команда находилась в Воскресенске, не сказал бы, что мы шиковали. Но тогда у меня было время, чтобы как следует поработать с командой, подготовить ее к чемпионату и провести весь турнир. Сейчас в «Спартаке» у меня этого времени нет. Так что бюджет тут совершенно не при чем.
- Но раньше вы не работали с командой, которая находилась так низко в турнирной таблице?
- Постойте, когда я пришел в «Химик» он занимал 16-е место. «Спартак» хороший клуб. Но они потеряли много времени. Год красно-белые вообще пропустили. В этом сезоне тоже было мало времени для формирования состава. Но вы же знаете, какая история у «Спартака». Этот клуб всегда боролся за самые высокие места.