Виктор Тихонов: В Турине одна пятерка должна быть из Суперлиги
Знаменитый в прошлом тренер, а ныне президент ЦСКА Виктор Тихонов считает, что на Олимпиаде в Турине в составе хоккейной сборной должна быть как минимум одна пятерка из игроков российской Суперлиги. Об этом он заявил в интервью «Новым Известиям». Приводим наиболее интересные фрагменты этого интервью:
– Виктор Васильевич, первый вопрос на самую сейчас актуальную – олимпийскую – тему. Как оцениваете перспективы нашей сборной?
– Перспективы... У меня уже давно сложное отношение к «нашим» легионерам из Национальной хоккейной лиги. С одной стороны, они звезды. Но какие-то странные. Каждый год отказываются играть за сборную по разным причинам. То жена рожает, то пах болит, то плечо. То он устал и хочет отдохнуть. Должно быть желание играть за сборную. И не важно, кто ты – миллионер или нищий. У канадцев всегда все приезжают. Для них игра за сборную – это честь. В какой хоккей будут играть легионеры в Турине? В какой угодно, только не в наш! Я сказал тренерам свое мнение – хотя бы одна пятерка должна быть сформирована из тех, кто выступает в России. Она будет играть в «наш» хоккей, и Крикунову будет хоть немного легче управлять командой. К тому же не надо забывать – тех, кто приедет из-за океана, он увидит буквально перед олимпийским турниром, и времени ставить им игру у него не будет.
– Раньше, когда у звезд советского хоккея были звезды на погонах, главный тренер был для них царь и Бог. А как сейчас складываются отношения тренера и игроков-миллионеров?
– Это не главный тренер был царь и Бог. Это система была такая. Многие даже злились, что ко мне приходилось идти по любому поводу. А я не Дед Мороз. У меня в правом кармане не было машины, а в левом не было квартиры. Я должен был идти к начальнику ЦСКА, потом к председателю спорткомитета Министерства обороны, потом к министру обороны. И везде приходилось просить за игроков – кому телефон, кому машину, кому место в детском саду. Раньше я как мог воздействовать на игрока? Комсомольским, партийным собранием – вот и все. А сейчас все, казалось бы, очень просто. Есть контракт, и хоккеист его выполняет, получает хорошие деньги. Но в нем нет главного – пункта о штрафных санкциях за невыполнение трудового соглашения. И тут тренер бессилен. Агенты стоят горой за своих игроков. А если мы накажем того рублем, он приведет адвоката, сошлется на трудовое законодательство и подаст в суд. Поэтому законодательство надо менять. Сейчас мы выходим на самый высокий уровень с этим вопросом. Думаю, в конце концов, придем к цивилизованным законам в профессиональном спорте.
– Когда речь заходит о титулованных клубах, каковым является, в частности, ваш ЦСКА, часто говорят о духе. Сохранилось ли такое понятие сегодня или кроме денег уже ничего не осталось?
– Дух – это работа! ЦСКА отличался от других клубов прежде всего умением работать. Это был, как теперь говорят, бренд. Чтобы обыграть нас, нужно было прыгнуть выше головы. Мы играли чемпионат страны, турнир «Известий», потом выезжали на суперсерии. У моих ребят было по 105–110 матчей в год. Нас догнали и перегнали потому, что мы стали хуже трудиться. Нам надо воспитывать новое поколение хоккеистов, и начинать необходимо с детского спорта, когда закладываются основы будущего игрока. И дело это очень непростое, даже тонкое. Я вспоминаю, как начинал сам. Когда после войны мы с друзьями пошли записываться в футбол, из нас пятерых я был самым слабым. Но тренер почему-то взял только меня.
– ЦСКА, похоже, потихоньку возрождается. В этом сезоне играет намного увереннее, чем в последние годы. С чем это связано?
– Любая команда, у которой случаются трудные времена, всегда ставит перед собой задачу вернуться в лидеры. Мы – не исключение. Но чтобы это произошло, нужно стечение многих факторов: серьезная и упорная работа, хорошая материальная база, подбор игроков и так далее. Но, может быть, главный фактор – это желание самих игроков изменить ситуацию, вера в свои силы. И еще очень важно, что тренирует команду Вячеслав Быков, который остается верен идеям и традициям клуба. Ему есть, что сказать игрокам, в том числе и об «армейском духе».