Фетисов: Я боюсь за нашу хоккейную сборную

Руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов дал интервью «Коммерсанту», в котором очередной раз сообщил о своем беспокойстве за состояние дел в родном для него виде спорта.

Руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов дал интервью «Коммерсанту», в котором очередной раз сообщил о своем беспокойстве за состояние дел в родном для него виде спорта.

Приводим самые интересные высказывания Фетисова из этого интервью.

– Вы говорили, что обеспокоены ситуацией с национальной сборной. Почему?

– Потому что у сборной, хотя до чемпионата мира в Австрии осталось чуть больше месяца, а до Олимпиады в Турине – меньше года, нет ни тренера, ни вообще плана, по которому она будет готовиться к главным турнирам. Более того, я не вижу заинтересованности в том, чтобы они появились, со стороны тех, кто обязан отвечать за сборную.

– Официально у сборной есть главный тренер – Зинэтула Билялетдинов...

– Я недавно побывал в Казани. Пусть подробно побеседовать с Билялетдиновым мне не удалось, я успел понять, что по-настоящему серьезно он в данный момент заинтересован в клубной работе, но – не в работе со сборной. Сборная для него не является приоритетом.

– Есть еще опытнейший Владимир Юрзинов, который в этом году руководил сборной на двух из трех этапов Евротура и, кажется, в любой момент готов стать наставником...

– У Юрзинова тоже какой-то неопределенный статус. У главного тренера должны быть соответствующие полномочия, чтобы он мог взять на себя ответственность. Давайте будем откровенны: реально сборной сейчас занимается Владимир Плющев, который формально третий человек в ее штабе. Это нормально?

– Кого бы вы сами хотели видеть во главе сборной? И вообще, много ли, на ваш взгляд, есть специалистов-россиян, которые достойны поста главного тренера в ней? Или правы те, кто говорит о кризисе отечественной тренерской школы и о том, что пора прибегнуть к помощи иностранца?

– Трудный вопрос... С одной стороны, мне, не буду скрывать, в плане организации игры, дисциплины очень нравится ярославский «Локомотив», который тренирует финн Кари Хейккиля. Похоже, ему удалось создать в своем коллективе такой психологический микроклимат, который позволяет добиваться успеха в важнейших матчах. С другой стороны, и среди россиян есть все-таки специалисты, знающие, как добиваться результата. Если бы я назначал тренера, перечислил бы фамилии. Но назначаю его не я – поэтому называть их не буду.

– Вот вы говорите о чемпионате мира, о том, что сборной никто не занимается. Те, кто руководит сборной, давно сетуют на то, что владельцам наших клубов национальная команда не очень-то нужна, и своих игроков, скажем, на этапы Евротура они в нее отпускают неохотно. Но, может, не стоит так уж сокрушаться по этому поводу. В конце концов, в той же НХЛ давно признали, что главное – это Кубок Стэнли, то есть внутреннее первенство.

– Во-первых, мы живем в России. А у нас успех, популярность хоккея в целом – так сложилось исторически – зависит от успехов в первую очередь сборной, а не клубов, и чемпионат мира – венец сезона. Вы же не будете спорить с тем, что для наших болельщиков сборная важнее, чем то, кто стал чемпионом России – Казань или Омск? А во-вторых, если вы думаете, что чемпионаты мира безразличны энхаэловцам из других стран, то сильно ошибаетесь. В последнее время канадцы, американцы, шведы, финны, чехи, выступающие в Америке, с удовольствием приезжают на мировые первенства. И играют там не за деньги, а потому, что золото чемпионата для них – это очень престижно.

– Вы наверняка разговаривали с нашими хоккеистами, на время локаута перебравшимися в суперлигу из НХЛ. Они горят желанием помогать сборной? Тот же Николай Хабибулин, помнится, пропустил Кубок мира...

– Хабибулин мне сказал: «Я очень хочу играть в сборной, очень хочу выиграть с ней что-нибудь. Но не при нынешнем руководстве федерации». Я знаю, что многие ребята-энхаэловцы разделяют эту позицию. А потенциально команда может ведь получиться замечательной. В феврале перед Шведскими хоккейными играми я приезжал в Новогорск. Посмотрел на ветеранов, молодежь. Увидел, что, если все правильно сделать, эта команда будет выигрывать – в Австрии, а самое важное, в Турине.

– Что вы имеете в виду, когда говорите «все правильно сделать»?

– Учесть все нюансы, обязательные при строительстве классной команды,– к примеру, психологическую и игровую совместимость хоккеистов. Мало знать индивидуальные качества игроков, надо понимать, как они будут выглядеть на площадке вместе. А чтобы это оценить, требуется время, постоянный контакт между людьми. И все это не делается за месяц-два. Я вспоминаю Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, на которой руководил сборной. Так вот, если бы у нас было больше времени на подготовку, если бы меня не назначили главным тренером, как обычно, в пожарном порядке, уверен, мы бы заняли место выше чем третье.

К Олимпиаде сборную надо готовить уже сейчас. Тем более что ситуация для этого идеальная: ведь все игроки здесь. Так давайте начнем работать! Давайте определим, кто будет тренером, определим – что, к слову, не менее важно – того хоккеиста, кто станет лидером команды, вокруг которого она будет строиться. Причем наставник сборной должен представлять себе, скажем так, два варианта сборной: один – на случай, если будут доступны все игроки, второй – если по каким-либо связанным с локаутом причинам энхаэловцы играть не смогут.

– Иными словами, вы полагаете, что состав сборной должен быть стабильным?

– По крайней мере, должен быть костяк из 25-30 человек, которых надо готовить как минимум два года. И не должно быть этих странных экспериментов, когда каждый сезон на четырех этапах Евротура «прокручивается» по сто человек. Для чего это делается? Тренер должен знать 90 процентов состава, на который он рассчитывает. Это не я придумал. Так работают в профессиональном хоккее. Так работали раньше у нас.

– Вы доводили свои мысли до сведения руководителей Федерации хоккея России?

– Я приглашал к себе президента федерации Александра Стеблина и генерального менеджера сборной Игоря Тузика. Они убеждали, что со сборной все будет в порядке. Не убедили. Я не раз говорил: все, что мы пока научились делать хорошо,– это тушить пожар.

– На 20 апреля назначена отчетно-выборная конференция ФХР. Была информация, что вы планировали баллотироваться на пост президента федерации...

– Если бы не те обязанности, которые возложены на меня сегодня по развитию и руководству всем спортом в стране, я бы без всякого сомнения взялся за эту работу. Тем более я уже устал от вопросов огромного числа людей, которых волнует состояние нашего хоккея и которые интересуются: «А куда смотрит Фетисов?»

– Вы знаете кого-нибудь из потенциальных претендентов на президентский пост?

– В ближайшее время все узнаем. Хотя кандидаты поставлены, на мой взгляд, в крайне неудобные рамки: ведь срок подачи заявок истекает уже 10 апреля. Но уверен, среди них будут достойные люди. Переходный период у нас закончился. Пришло время профессионалов, пришедших из спорта, людей заслуженных, которых хорошо знают у нас в стране и за рубежом.

Новости. Хоккей