Крутая хоккейная команда трагически погибла на Урале. Катастрофу скрывали 20 лет
Одна из самых таинственных историй советского спорта случилась в 1950 году. Известная команда в один день была попросту забыта. О трагически погибших хоккеистах не говорили 20 лет.
Почему нужно было скрывать гибель спортсменов?
Три захода
После Великой Отечественной войны московские воздушные силы решили создать собственное спортивное общество. У ВВС Московского военного округа (или просто МВО) появились команды в футболе, баскетболе, волейболе и хоккее. Последние быстро стали одним из лучших коллективов в стране. Курировал команду сам Василий Сталин — сын отца народов.
В 1949 году команда ВВС впервые завоевала медаль чемпионата СССР, закончив сезон на втором месте. Однако уже в следующем году произошло событие, разделившее историю коллектива на до и после.
7 января ВВС должны были лететь в Челябинск на матч чемпионата с «Дзержинцем». Сталин-младший выделил своим протеже частный самолёт. Транзитом через Казань команда должна была добраться до Свердловска. На игру отправились 11 хоккеистов и тренерский штаб во главе с играющим тренером Борисом Бочарниковым.
Российский спортсмен трагически погиб во время забега. Он рухнул прямо перед финишем
Когда спортсмены прилетели в Казань, им сообщили, что аэропорт Кольцово не принимает рейсы из-за погодных условий. Таким образом, до Челябинска предстояло добираться на поезде. Однако Бочарникову таких приключений не хотелось. Чтобы поскорее разрулить вопрос, он позвонил лично Василию Сталину. Тот поначалу отказывался вмешиваться, но затем всё-таки дал приказание разрешить полёт. Сын вождя принимал решение не просто как куратор команды, но и как опытный лётчик.
На подлете к Свердловску вновь начались проблемы. Местный аэропорт Кольцово был перегружен, и военному борту с хоккеистами пришлось некоторое время кружить в зоне ожидания. Затем пилот два раза заходил на посадку, но попросту не обнаруживал полосы. Третий раз оказался роковым: самолёт столкнулся с землёй так сильно, что все, кто находился в нём, погибли.
Как ни в чём не бывало
На борту разбившегося самолёта было много по-настоящему сильных хоккеистов. Например, вратарь Харийс Меллупс, считавшийся одним из лучших в стране на тот момент. Погиб также родной брат великого Анатолия Тарасова Юрий, выступавший в ВВС на позиции форварда.
При этом по счастливой случайности среди членов команды не оказалось Всеволода Боброва. Существуют разные версии, почему звезда советского хоккея не полетел с командой на тот матч. Согласно одной, спортсмен в тот момент находился в жесточайшем загуле, поэтому никуда и не полетел. По другой версии, у Боброва просто не сработал будильник, и на рейс он не успел.
Избежал печальной участи и другой известный хоккеист того времени — Виктор Шувалов. Его от верной смерти спас лично Василий Сталин — пусть и невольно. Дело в том, что Шувалов на тот момент как раз недавно перешёл из челябинского «Дзержинца» в ВВС, чем были очень недовольны уральские поклонники хоккея. Во избежание инцидентов Сталин решил, что Шувалову лучше никуда не ехать, и был в этом вопросе непреклонен.
Узнав о трагедии, в руководстве Советского Союза приняли решение о произошедшем не распространяться. Погибших хоккеистов похоронили прямо в Кольцово, в братской могиле, а на матч в срочном порядке отправили других спортсменов. Причём, чтобы ещё лучше замаскировать новость о гибели команды, вызывали братьев погибших, а имена забросивших шайбы не печатали. Играть парням пришлось как ни в чём не бывало: любое проявление эмоциональности расценивалось тогда как слабость.
Крутой советский тренер загадочно погиб на Украине. Тело подняли со дна реки
В следующее межсезонье Василий Сталин всерьёз взялся за команду и превратил её в одного из лидеров советского хоккея: помогло качественное усиление. Трагедию в Свердловске же удавалось замалчивать почти 20 лет. Лишь в 1969 году история стала достоянием общественности: историю произошедшего рассказал один из журналистов еженедельника «Футбол-хоккей». Примерно тогда же на братской могиле в Кольцово установили памятник погибшим хоккеистам.