Аудитория КХЛ должна вырасти в несколько раз. Но никому до этого нет дела
У КХЛ новый вектор развития – аудитория лиги, тех, кто потребляет такой контент, должна увеличиться минимум на 3 млн человек. Для это была найдена команда профессионалов, которая за достаточно короткие сроки должна повысить привлекательность КХЛ, а также вывести на новый уровень телетрансляции и информацию, которая идёт с экрана.
Лига худо-бедно со своими задачами, в рамках выделенного ей времени и бюджета, справляется. Но что такое большая корпорация, которая объединяет весь элитный клубный хоккей страны, без помощи своих же клубов?
Я устал, я – ухожу. В «Магнитке» нашли крайнего в провале старта сезона
Многие любители хоккея, особенно из тех времён, когда в буфетах давали бутерброды с сыром и колбасой, а также бумажный стаканчик с растворимым кофе и сейчас ратуют за то, чтобы хоккей оставался аутентичным. Дескать, ну зачем какие-то изменения в том, что отлично работало. Хоккеисты бегали себе по льду, а несколько сот человек чувствовали себя в тепле и комфорте, а их критические возгласы доносились до ушей каждого действующего лица. Благодать, не иначе. Но времена СССР, а затем и 1990-х, безвозвратно ушли. Нашему хоккейному брату дали вкусить прекрасное качество матчей НХЛ, заграничная картинка явно не вязалась с тем, что выдавало наше ТВ.
А уж качество трансляции, организации, работы с болельщиками и привлечении селебрити был на каком-то запредельном уровне. Тогда же появились первые голоса: «Ну, то у них, мы-то до такого в жизни не доскачем». С таким прекрасным подходом точно бы не доскакали. Но поколение болельщиков меняется с такой же быстротой, как и наша жизнь. И вот уже новая коммерческая лига. Она, конечно же, с нашими национальными нюансами, с вкраплениями госкорпораций, но когда-то о подобном и мечтать не приходилось. Если появился продукт, его нужно непременно развивать. Пускать на самотёк самый популярный зимний вид спорта – это был бы верх расточительности.
И вопрос даже не в финансах, а в том, на что предпочитали равняться. И это был не европейский клубный хоккей. Наша сторона чётко направляла и продолжает направлять взоры в стороны НХЛ. Потому что ничего лучше за всё время существования хоккейных лиг не придумали. А, если не получается соорудить сугубо свой продукт, то нужно пытаться брать самую мякотку у старшего товарища. Они прошли уже свою вековую дорогу и продолжают развиваться. Нам бы просто подтянуться, хоть на миллиметр – уже было бы хорошо. КХЛ развивалась поступательно. Помимо завсегдатаев лиги, пул которых сложился аккурат после распада СССР, создавались новые команды, появилась Молодёжная хоккейная лига, Высшая лига, различные подлиги и подорганизации, всё ширилось и раздувалось. Всё шло как надо. Так всё и строится. Но, как всегда, чего-то не хватало.
Раненый хищник вдвойне опасен. Кравец преображает и творит магию в «Куньлуне»
Был создан целый телеканал, который отдельно от главного спортивного вещателя давал с утра до ночи исключительно наш российский продукт. Но вновь показалось, что как-то мы отстаём, нужно ещё прибавить, придавить на педаль газа и попробовать выбраться из заскорузлости. По большому счёту на трибуны в регионах несложно и без всякой рекламы зазвать народ, потому что иной раз в некоторых городах отдушина исключительно в хоккее.
Это и цирк, и театр, и кино, а главное, что всё живьём, поэтому роптать на то, что во Владивостоке или Хабаровске, в Нижнекамске или Тольятти в любом наборе люди будут идти на хоккей – не нужно. Но постоянство приедается, жизнь скачет вперёд, рекламные модели видоизменяются, а контент остаётся точно таким же. И если к региональным клубам особых претензий нет, то к столичным их предостаточно. В Москве аж три команды (раньше было четыре), и тут аудиторию нужно заманивать. Помимо хоккея, здесь также бурлит другая интересная жизнь и она частенько наглухо выигрывает конкуренцию у этого театра с клюшками на льду.
Вокруг появляются масса селебрити, множество компаний хотят продавать свою продукцию и расширять рынки. За всем стоит шоу. Через фанфары, яркость, лучи, крики ведущего, подвижную музыку, выдаваемую диджеем, через конкурсы и околотрибунные активности привлекаются дополнительные средства. Некоторые из кожи вон лезут, насколько им позволяют финансы, дают людям огня, а кому-то это не нужно, потому что спонсоры – большие корпорации, не требующие финансовой отдачи.
Они дают, клубы тратят. Отсюда скудность в развлечениях, особо нет никаких знаменитостей из других отраслей, никому оно не нужно. Зачем работать с болельщиками, зачем привлекать новых, если хоккей, опять же, по старинке, перепал громадным компаниям в нагрузку, а не для того, чтобы сделать вкусный продукт. Чем ярче шоу, тем больше людей, тем шире молва, тем заманчивее поход на трибуны. Многие приходят не за действиями условного Никиты Гусева посмотреть, а за тем, что происходит вокруг, как всё организовано.
И где-то здесь всплывает ещё одна проблема. Отечественные хоккеисты, как бы это помягче сказать, не сильно контактные и медийные личности. Им совсем не сдалось это общение, это участие в клубных акциях, это желание общения и узнаваемость в массах. Именно в этом компоненте российский хоккей находится до сих пор на задворках всей ледовой движухи. Взглянешь на НХЛ, а там благодать. Под скорый снайперский рекорд Овечкина заточена целая бизнес-модель развития «Вашингтона». Он кумир, он везде, он вот-вот – и рядом Гретцки. Думаете, великий канадец Уэйн не участвует в этой раскрутке падения своего же достижения? Как бы не так.
Или престарелый «Питтсбург», у которого из козырей на руках лишь Малкин и Кросби, но именно на них делается ставка, именно они смотрят на всех с плакатов, через экраны, всё крутится вокруг звёзд, которых когда-то раскрутили. Да, они прекрасные мастера, но кому было бы до это дело, если бы не работа клубов и НХЛ? Не стоит даже говорить о Макдэвиде и Ко в «Эдмонтоне». Порой, кажется, что канадские клубы нарочно затягивают с завоеванием долгожданного Кубка Стэнли, потому что ожидание, жажда куда более конвертируемая вещь, чем трофей в руках.
А что же у нас? Есть Вадим Шипачёв, который побил уже кучи всяких рекордов и достижений, весь такой мастерюга-молодец. Но где он? Какой прок от этих свершений, если о них знает пару сот человек, а остальным как бы до лампочки. Или Никита Гусев. Герой Игр 2018 года, человек, который также срывает овации и уже десятилетие являет собой настоящего профи. И он забрасывает, покоряет достижения, покушается на рекорды какой-то там летней давности, но при этом о его мощи знают исключительно спортивные журналисты, ваяющие об этом статьи. Так бы, в принципе, никто об этом не знал – не ведал.
И такие герои у КХЛ на каждом шагу, куда ни ткни. Худо-бедно некоторые клубы стараются делать инфоповоды из героических цифр своих парней, но как-то без особого напряга. Ну, забросил, ну отдал-отбил-набрал-закинул, а что от этого, зачем оно кому-то нужно?
Именно для того, чтобы выстраивать на этом бизнес и привлекать новых болельщиков. Они должны знать, что есть такие ледовые богатыри, умеющие сделать «конёк-клюшка-конёк», или финт, или побаловать зрителя голом-лакроссом, чтобы после матча он мелькал во всех соцсетях, а не только в телеграм-каналах заинтересованных лиц.
Из этого всего вытекает, что, как бы ни ругали СКА с его странной трансферной политикой, которая недоступна другим участникам КХЛ (таков адмиресурс, не обессудьте), именно этот клуб даёт стране хоккейного угля. Вот вам Евгений Кузнецов со своей легендарной «птичкой» прямиком из НХЛ, вот вам после каждого матча зашкаливающая цитируемость выступлений главного тренера, вот вам шоу и забитые в Санкт-Петербурге трибуны до отказа, вот вам привлечение звёзд (да, дорого, но всё же для болельщиков). Каждый инфоповод становится новостью номер один в спортивном блоке новостей. И получается, сколько бы ни скрипели зубами олдовые фанаты, а именно армейцы выдают то самое, что нужно для популяризации лиги и для того, чтобы к хоккею хотели примкнуть новые и новые адепты.
Естественно, у всех так не получится, но хотя бы выставить на передний план своих местечковых героев можно же? Создать вокруг них культ, как создают из футболистов низших дивизионов множества британских лиг. Местные герои – они и есть та самая инвестиция, они двигатели клубного бренда, на них растут дети, целые поколения новых спортивных фанатов. А у нас есть движение, да его слишком мало. Половине команд КХЛ просто плевать на это. Жили же как-то без этой шумихи и ещё десяток лет проживём. Главное, чтобы зарплату вовремя платили, а там хоть трава не расти. Так мы наш хоккей не сделаем интереснее.