Он любим до сих пор. Знаменитый нападающий остается кумиром миллионов
ПАМЯТЬ
ВЧЕРА ЛЕГЕНДЕ МИРОВОГО СПОРТА ВАЛЕРИЮ ХАРЛАМОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 55 ЛЕТ
Из тех, кто любит великую ледовую игру, Харламова на площадке видели далеко не все, наверное, даже меньшая часть. Однако память о нем не иссякает. Любой мальчишка-хоккеист, будь то у нас в стране или в Канаде, где его боготворят, скажет вам, кто такой Валерий Харламов.
ХАРЛАМОВ ОТВОЗИЛ СЫНА В ДЕТСКИЙ САД
Об отце вспоминает Александр Харламов, который сейчас защищает цвета питерского СКА:
— Во время декабрьских турниров «Приз Известий», по-моему, в 1982 и 1983 годах, в Москву приезжали канадцы, ранее встречавшиеся на ледовых площадках с моим отцом. Мне тогда было лет семь-восемь, когда в столице они играли товарищеские встречи с нашими ветеранами. После тех матчей зрелые уже хоккеисты «Кленовых листьев» почему-то всегда носили меня на руках, катясь по ледовому овалу Дворца спорта «Лужники». Когда делали общие фотографии, меня непременно ставили в центр, обнимали, надевая на меня майку с фамилией отца и со знаменитым семнадцатым номером. Конечно, тогда это была в первую очередь память об отце. Как для меня, так и для знаменитых гостей из-за океана. Видимо, я для них символизировал отца, они словно отдавали дань его памяти… Что говорили канадцы, я не понимал, но, несмотря на детский возраст, догадывался, что они очень любят моего папу.
Об отце, конечно, запомнилось немногое. Ведь мне в сентябре 1981-го исполнилось лишь шесть лет… В память врезалось, как папа в редкие минуты, что удавалось побыть в семье (месяцами игроки ЦСКА и сборной находились на сборах. – Г.Н.), все же иногда находил время отвезти меня в детский сад. Это был праздник! Я испытывал гордость, когда он на своей машине вез меня к моим друзьям. Они, правда, тогда в силу возраста не понимали, кто он такой, да и я, если честно, не совсем это осознавал. Но было очень приятно. Иногда во дворе мы с отцом гоняли шайбу, и я почему-то часто у него выигрывал… Жили мы тогда еще на старой квартире на улице Кибальчича, что недалеко от метро ВДНХ. За мое воспитание отвечала бабушка Нина Васильевна, мать моей матери. А вот матери отца давно не стало…
По жизни меня всегда поддерживали партнеры отца по тройке – Владимир Владимирович Петров и особенно Борис Петрович Михайлов, у которого я сейчас играю в СКА. В день памяти отца наша команда будет играть в Тольятти матч чемпионата страны. Если выйду на лед, постараюсь почтить память об отце красивой игрой и заброшенной шайбой. Знаю, что в этот день с утра друзья отца и люди, сохранившие о нем память, поехали на Кунцевское кладбище возложить цветы к его памятнику. Если бы я находился в Москве, то обязательно был бы вместе с ними…
Мне хочется, чтобы на матче ветеранов памяти Валерия Харламова, который 14 января вечером должен пройти на льду родного для него Дворца спорта ЦСКА, пусть и заново отстроенного, было больше ребятишек. Ведь школа ЦСКА носит имя Харламова. Значит, многие ребята должны стремиться играть так, как в свое время он, – без шаблонов.
Кстати, совсем недавно, в конце декабря, я вышел на лед этого Дворца спорта в форме СКА в поединке против ЦСКА Виктора Тихонова и забросил одну шайбу. Быть может, этот гол не столь важен для истории, а вот мне он запомнился. Ведь на табло вновь написали знаменитую фамилию, которая часто высвечивалась на мониторе, когда забивал мой отец…
МАГИЧЕСКИЕ 33
Когда кто-то не слышал, что говорил Харламов, и переспрашивал Валерия, в ответ знаменитый хоккеист отвечал: «Тридцать три». Именно столько лет ему было в день смерти. Харламов вместе с женой Ириной погиб в автокатастрофе на Ленинградском шоссе 27 августа 1981 года.
ДРУЗЬЯ О НЕМ
Владимир Петров, олимпийский чемпион, многолетний партнер Харламова по тройке в ЦСКА и сборной СССР:
— Всеобщий любимец. Как он играл! Это была непостижимая, загадочная фантазия на льду, азартная и бесконечная импровизация, резкая смена ритмов, каскад обманных финтов, невероятная ловкость, умение неожиданно менять скорость и направление движения – вот что отличало Харламова. Впрочем, еще и душевная щедрость, личный порыв в органичном сочетании с коллективным духом.
РАСТЕТ ВАЛЕРИЙ ХАРЛАМОВ
У Александра Харламова, сына знаменитого хоккеиста, и его супруги Виктории растет сын Валерий, ему исполнилось 4 года. У дочери Валерия Борисовича Бегониты, которая младше Саши на два года, также родилась дочь Даша, ей пока только один год.
НАШЕ ДОСЬЕ
Харламов Валерий Борисович. Родился 14 января 1948 г. Заслуженный мастер спорта (с 1969 года). Нападающий. В 1967 – 1981 гг. – в ЦСКА. Чемпион СССР 1970 – 1973, 1975, 1977 – 1981 гг. Чемпион мира 1969 – 1971, 1973 – 1975, 1978 и 1979 гг. Чемпион Европы 1969, 1970, 1973 – 1975, 1978, 1979 гг. Олимпийский чемпион 1972 и 1976 гг. Лучший хоккеист СССР 1972, 1973 гг. Входил в десятку лучших спортсменов СССР 1973 и 1974 гг. Лучший нападающий чемпионата мира 1976 г. Входил в символическую сборную чемпионатов мира 1972, 1973, 1976 гг. Лучший бомбардир олимпийского турнира 1972 г. – 16 очков (9+7). Лучший бомбардир по сумме всех олимпийских турниров – 36 очков (15+21). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1975, 1978 гг.), «Знак Почета» (1972), медалью «За трудовую доблесть» (1969). Трагически погиб 27 августа 1981 г.
ДОСЛОВНО
Провинциальный канадский журналист, участник второй мировой войны, освещавший Кубок Канады-81, узнав о гибели Валерия Харламова, у меня на глазах со слезами сожалел о смерти великого хоккеиста, словно это умер его собственный сын. В августе 1981 года плакали не только в СССР, но и в Канаде – стране, которую Харламов навсегда покорил своим искусством. Этот же журналист рассказывал, что как только в его захолустный городок пришло печальное известие, все забыли о своих делах и даже в магазинах говорили только о Харламове…
Юрий Цыбанев, журналист, очевидец Кубка Канады-81.
КСТАТИ
Харламов был в Испании лишь один раз, когда ему было 8 лет. Мама свозила на свою родину Валеру вместе с его младшей сестрой Бегонитой.
«У Харламова была мечта – завершить карьеру и поехать в Испанию поднимать там хоккей».
Валерий Васильев. Из фильма «Ледовая коррида Валерия Харламова».