Всем бояться, русские идут!
ПАС ВРАЗРЕЗ
Молодежный чемпионат мира именуют ярмаркой на потребу НХЛ. Но давайте обойдемся без утилитарных подходов. Важнее понять, что означает новая наша победа. По всему выходит, стратегическое преимущество российского хоккея ежегодно нарастает.
Все знают бразильскую футбольную присказку: «Вы забьете, сколько сможете, мы — сколько захотим». Так и молодые российские хоккеисты разыграли финал с Канадой под оригинальным девизом: «Мы забьем, сколько сумеем, вы — сколько мы позволим». В подобном ключе наши с канадцами не играли еще никогда и ни на каком уровне. Играли, случалось, ярче или слаженнее, чем нынче, выигрывали убедительнее. Но 5 января 2003 года произошел исторический феномен: Россия обломала Канаду так, что на нашем фоне канадцы выглядели травоядными.
Дело случая? Нет, все к тому и шло. Компания наших юных богатырей на канадском льду, конечно, замечательна сама по себе — с 1986 года советская или российская сборная не проходила чемпионат вот так, на одних победах. Но в историческом ряду полный триумф-2003 впечатляет еще сильнее. На пяти последних молодежных чемпионатах из шести сборная России финишировала первой или второй. Всего единожды, начиная с 1977 года, нашим удавалась такая серия.
Три тренера — Геннадий Цыгуров, Владимир Плющев и Рафаил Ишматов, принимая молодежку, с первого захода отыскивали путь к золоту. И в этом тоже знак нового времени. Они очень несхожи по характеру, взглядам, методам работы. Но все использовали на полную катушку тот сумасшедший энергетический заряд, которым наделены нынче молодые русские мужички.
Строгие специалисты ворчат: разрушена-де система подготовки резерва, взывая к советским временам, к жестким методикам и концепциям. А хоккейная практика показывает им в ответ дулю с маком. Жизнь настаивает: нынешние мальчишки сильнее, раскованнее! Им, нынешним, повезло. Их предшественники делали карьеру по узкому и скользкому трафарету: молодежная сборная — ЦСКА — сборная взрослая. И если где-то здесь поскользнешься, были уготованы тебе хоккейные задворки и почти что жизненный крах. А нынешние идут по хоккейной жизни, как танки. Летят, как истребители. Что им канадская традиция?! Что им финская система?! Они, наши, катят так, как никто близко не может. Они эти традиции с системами что по прямой таранят, что по виражу накрывают. Наших мальчишек соперники, должно быть, боятся уже сильнее, чем боялись когда-то Штаты Советов, панически восклицая: «Русские идут!».
Вопрос один-единственный, все тот же, проклятый: что дальше? Илья Ковальчук, не сумевший, к слову, выиграть чемпионат мира «до 20», на вопрос о его значении ответил: «шанс попасть в первые номера драфта». Ха-ха. Веселая перспектива — провести лучшие хоккейные годы в затрапезной команде типа «Атланты». Милое дело — играть на индивидуальную статистику, превращаясь в ремесленника и обделяя себя вкуснейшим хоккейным деликатесом — победным ароматом, чемпионской аурой.
Пусть простят меня Григоренко, Тютин, Пережогин, Гребешков и их друзья-чемпионы (они и так себя классно чувствуют), но знаковая персона пока что именно Ковальчук. Он, если будет здоров, обязательно появится на взрослом чемпионате мира. Что он там захочет и что сумеет? Вот в чем главный вопрос. И тогда мы получим более ясное представление о ближайших перспективах взрослой сборной, чем после сегодняшней классной победы молодежки.
Но все равно раньше или позже мы прорвемся на всех фронтах. Они все сильнее напирают, мальчишки, которым захочется вслед за Игорем Григоренко, взметнув чемпионский трофей, выдохнуть в телекамеру: «Россия, это для тебя!» Сделать это раз, другой, третий. И в 19 лет, и в 22, и в 25. Потому что скучно только лишь шабашничать в Новом Свете чемпионам по призванию!