«Работал то ли слесарем, то ли токарем». Где СКА брал игроков в 50-е

В 50-е годы оборону СКА олицетворяла пара Анатолий Жоголь – Евгений Волков. «Советский спорт» рассказывает о непростой судьбе дуэта.
«В спорт отвела двоюродная сестра»
В начале 50-х СКА уже представлял из себя серьезный коллектив мастеровитых игроков, но постоянный поиск новичков продолжался. Часто случалось, что новых игроков для СКА находили буквально на улице, а точнее на хоккейных коробках, где осваивали канадский хоккей игроки, привыкшие забивать в ворота мяч, а не шайбу.

Но каждый из них мог и не стать частью одной из самых надежных защитных пар в истории петербургской команды. Например, Анатолий Жоголь и его семья были эвакуированы из Свердловска после того, как их дом разбомбили. Анатолий переехал в Петербург в 16 лет, а его родители – позже.
– Сначала Толя работал то ли слесарем, то ли токарем
– не помню, – вспоминает жена хоккеиста Ная Жоголь. – Чтобы не хулиганил,
двоюродная сестра отвела его заниматься спортом. Сначала он играл в футбол за
«Динамо», а потом ушел в армию, где и начал заниматься хоккеем.
«Во время матча я подошел к тренеру и попросил поставить в защиту»
В 1952 году после поражения советской команды в четвертьфинале Олимпийского турнира все армейские команды были расформированы. Всех спортсменов отправили служить в части, а Евгения Волкова Анатолий Тарасов взял в ЦСКА и включил в сборную СССР. С этой командой он отправился на сборыв Берлин, а потом в Чехословакию на международный турнир. После него поступило сообщение, что все военные команды снова восстановились.

Первые годы в ЛДО Жоголь играл не в паре с Волковым,
а в дуэте с опытным Альбертом Никифоровым, а Евгений Волков стал защитником
только через два сезона.
– Помню, у нас было очень плохо с обороной, - рассказывает о смене позиции Волков. -Тренер подошел ко мне и говорит: «Жень, давай в защите будешь играть», но я отказался. В очередном матче мы начали проигрывать, я после первого периода подошел и попросил попробовать меня в защиту. Так в итоге девять лет в паре с Жоголем защитником и отыграл. А за карьеру забил 75 шайб, потому что у меня была очень высокая скорость и я часто подключался к атаке.
За 60 лет до Ковальчука. История первого лучшего форварда СКА Беляя Бекяшева
«Пучков приказывал делать то, в чем я ничего не соображаю!»
Окончание карьеры защитников в СКА пришлось на перестроение команды, которое затеял Николай Пучков. Евгений Волков бодр и сейчас, он сам в деталях помнит те события.
– В 32 года ко мне подошел Пучков и объявил, что я больше за СКА играть не буду, – объясняет Волков. – Не сказать, что это было внезапно и очень резко, потому что он потихоньку убирал меня от основы. Не знаю, почему он на меня обиделся. Помню, был случай, когда он пришел к нам тренировать и говорит мне: «Жень, а ты при мне стал лучше играть». А я отвечаю: «Георгич, да как играл, так и играю, не придумывай». Ему это тогда не понравилось.
Закончив с хоккеем, Волков поступил в
Высшую школу тренеров и в Военный Институт Ленина, а после их окончания его
послали работать в куйбышевский СКА, который он с 13-го места во втором
дивизионе вывел на первое.
Евгений мечтал вернуться в родной Ленинград, тренером был все еще Пучков. После успеха в Куйбышеве Анатолий Тарасов перекинул Волкова в ленинградский СКА помощником к Николаю Геориевичу, но и тут отношения не задались.

– В итоге Пучкова ближе к концу сезона из
команды вывели, – продолжает Евгений Александрович. – Почему? Этого не знаю,
это не мое дело, но что-то там было нечистое. Поставили главным Вениамина
Александрова, я ему сразу сказал: «Веня, тут делать нечего, больше половины
состава надо менять». Потом Александров заболел, а я остался один. В последнем
матче играли против нижегородского «Торпедо». Если побеждаем – остаемся в
элитном дивизионе, а если проигрываем – вылетаем. Мы проиграли 1:3, а меня
обвинили во всем. Сказали, что у Волкова в команде дисциплины нет: все
пьянствуют. А что я мог сделать? Я совсем новый человек в команде был. Начальство
меня вызвало и сказало, чтобы я не расстраивался, но все равно меня уволили.
Анатолий Жоголь пошел по другому пути: после окончания карьеры получил два физкультурных образования, но на постоянной основе тренером так и не стал. Хотя в 1971 году его приглашали тренировать в Варшаву, где семью уже ждала трехкомнатная квартира. Но перед поездкой Анатолий попал в аварию, и польский переезд отменился.