Зимние пляски стрекоз
ХОККЕЙ
ПАС ВРАЗРЕЗ
Сбылась вожделенная мечта хоккейного зрителя. Каждый матч важен. Никакой исход не удивляет. Народ поголовно вошел в азарт и повалил на хоккей. Даже в Питере и в Сокольниках, хотя месяц назад СКА со «Спартаком» не вызывали уже, казалось, никакого интереса.
Лидеры прибалдели. Их аристократичные дуэли выглядят дурной меланхолией на фоне гладиаторских, пропитанных потом и кровью сшибок тех, кто цепляется за жизнь, больше ни о чем не помышляя. Слишком многим сегодня страшно. Восемь команд находятся под прямой угрозой, и нет гарантии, что это число не увеличится. Глядишь, кто-то и запутается: мы, в натуре, за медали боремся или за жизнь в Суперлиге? Так и с ума сойти недолго.
Свистопляска в таблице и напряжение на льду, конечно, увлекательны. Но хорошо ли это? Аналогия из жизни создаст эффект соучастия в хоккейном чемпионате: вы озабочены, как разнообразить свое меню? Или тем, как дожить до завтра? Большая разница, согласитесь. Так вот, в чемпионате-то любители качества жизни переплетаются с экстремалами и под воздействием среды, можно заподозрить, деградируют. Из десяти благополучных клубов только три опережают прошлогодний график: «Северсталь», «Ак Барс» и «Лада». Но, к примеру, та же Казань из снайпера, увлеченно охотящегося на крупную добычу, постепенно превратилась в импульсивного игрока в чет-нечет: то густо – то пусто. А Ярославль с Омском всецело озабочены пиаром перед своей публикой, стараясь хотя бы дома держать солидную марку. Есть и пикантные детали из жизни сытых. «Авангард», украсив себя Глинкой, Власаком и Шлегром, на половине с хвостиком турнирной дистанции успел напроигрывать больше, чем за всю прошлую «регулярку». «Динамо» в трактовке Билялетдинова ощутимо отстает от самого себя годичной давности, когда Семенов вел его навстречу своей отставке.
Гладиаторский дух разрушает хрупкие пока ценности, созданные молодой Суперлигой. В такой хоккей, как нынче у нас, вряд ли играют где еще: на каждого активно владеющего шайбой устремлены два-три соперника, дрожащих над эпизодом. Смотреть, коли не переживаешь за конкретную команду, трудно.
«Мы смелые, мы отчаянные, мы просто классные! – в один голос взывают к хоккейному сообществу «Сибирь», СКА, «Спартак», «Мечел», «Крылья». – Мы никого не хуже в пресловутой вашей Суперлиге для богатых! Не выгоняйте нас!» И правда, теперешнее рвение не оставляет равнодушным. Но вспомним вопиющую их летнюю беззаботность: «Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!» Вполне свободен уже был Михайлов, а Питер плыл в другую сторону. Никому не приходила в голову свежая кандидатура давно наотдыхавшегося Владимира Васильева. Не обременил себя продуманным выбором тренера «Спартак». Про набор игроков, из которых потом пришлось менять по две трети, вообще молчу. Была сорвана подготовка в «Крыльях», «Молоте», «Мечеле». Халтурили по привычке. А тут опомнились.
Теперь-то они, гладиаторы, будут биться до последней капли крови, слишком много усилий приложили за последние месяц-другой. «Спартак» и «Мечел» поменяли даже главных управленцев, не говоря о тренерах. Дорого обходятся доукомплектование и стимулирование. Можно предполагать, что уже скоро будет предпринята коллективная попытка реформировать лигу так, чтобы всех зависших помиловать, – революционная ситуация налицо. Что ж, оно бы и не худо, рассуждая теоретически, да есть одно огромное «но». Не умеем мы в России работать или играть для удовольствия, не решая конкретных задач, не испытывая судьбу с русской рулеткой. Распухнем, опустимся, потеряем форму. Безмятежное будущее, подобное закрытой НХЛ, видится прекрасным только из сегодняшней трясучки. Но нынешний сумасшедший чемпионат что-что, а дает стальную закалку игрокам, подобно ледяной воде. Он, кстати, наверняка не повторится: четыре команды никто уже не решится «приговорить» вновь.