Жить стало веселее
ПАС ВРАЗРЕЗ
Широка Россия! Какая другая хоккейная держава сумела бы за одно лето взять и преобразить свою сборную до неузнаваемости? Еще весной избранный наш хоккейный народ словно отбывал трудовую повинность. Теперь отправляется в сборную, как в пионерлагерь, где, знамо дело, порядок, режим, но можно и отвести душу, побеситься.
Только в России от тренера-профи можно услышать: «Прекрасная у нас специальность: тренируй игроков, как хочешь. Не то что в беге или прыжках в высоту: быстрее, мол, или выше». Эти слова принадлежат нынешнему клубному начальнику Владимира Плющева Юрию Моисееву, но под ними подписался бы не один российский спец. Это там шведы тщились в последние годы преодолеть застой по науке. «Что за дела, – возмущались они, – посмотришь на игроков «Тре Крунур» в раздевалке – Шварценеггеры. Понаблюдаешь за ними на льду – мягкие игрушки». Внедрили торпедный стиль. Стали этим стилем противников душить. Все равно ничего не выиграли!
А вот наш Плющев вовсе не сомневается, что будет выигрывать. Он, конечно, красавец, носитель нерушимой спортивной наглости. Вспомнишь во главе сборных всегда опасливых Тихонова, Юрзинова или даже Тарасова, превратившего хоккей в великое таинство, – какой контраст! По Плющеву-то все просто: мальчишки выйдут и всех разорвут!
Владимир Анатольевич в сборной – человек нового типа. Его предшественники видели во сне золотой советский хоккей. Плющев практикой тех славных лет не обременен и потому начинает как свободный человек. Он, к слову, первый в истории усатый вождь сборной, что подчеркивает уникальность нынешней команды (среди главных тренеров Суперлиги любителей сего украшения тоже сразу не вспомнишь).
Академичные наши соперники на первом этапе Евротура, должно быть, с новыми русскими пообвыклись. А то поначалу шок испытали: мы, мол, с ними как с ежом, а они скользят ужом! И в ближайшие дни на финском льду проверят нашу игровую состоятельность на прочность. Премьеру сборной на чешском льду мало кто видел (специфичный подарок «бесплатным» телезрителям преподнес канал ТНТ, дававший хоккей глубоко за полночь и без объявления, – сейчас, впрочем, и того не ждем), и потому в двух словах скажу, как это было. Беспрерывный кураж: обводка за обводкой, комбинации на скоростях, с пасом на выход; если не получается – повторяем снова и снова. Никакой оглядки на результат, на то, сколько времени осталось. Удивительно, что так мало пропустили – всего три шайбы. Есть в этом какая-то загадка.
Нынче Плющев, похоже, намечает интересный ход: право выступления в первом звене – за мужиками. Коваленко с Чупиным как раз те люди, кто даст понять соперникам, с кем имеют дело. А дальше – понеслось. В этот раз уже совсем нет клубных связок (кроме, быть может, ярославской Непряев – Суглобов, да и та за «Локо» не играет). Впервые сборная делается явно по прихоти тренера. Впервые тренер об этом откровенно говорит. Недоброжелатели Плющева усердно точат зуб на выскочку.
Но вот странность. Раньше мы знай себе копались: а чего этого не взяли, чего того. Нынче восприятие сборной перевернулось. А кого там Плющев еще вытащил, а? Тютина, Платонова? Во дает! Мы этой сборной начинаем увлекаться. В облике Плющева, его настроении и методе есть что-то от извечного русского ожидания чуда. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Что-то нужно менять – Вуйтек это нам доходчиво объяснил. И мы решили жить в хоккее веселее. А вот насколько к этому готовы, в текущем сезоне и узнаем.