Комиссар не хочет войны
ЩЕЛЧОК ИЗ-ЗА ОКЕАНА
Старт 86-го сезона НХЛ ознаменовался сразу несколькими яркими событиями, связанными как с клубами, так и с отдельными игроками.
Легко и непринужденно неудачник последних лет «Нью-Йорк Рейнджерс», выступая без Павла Буре, в стартовом матче показал игру высокого калибра и тем самым вроде подтвердил мысль, что новый сезон станет для именитого клуба переломным. Но следующие два матча, позорно проигранные «Монреалю» и «Питсбургу», нарисовали абсолютно негативную картину будущего «Рейнджеров», если на льду нет Буре.
«Буффало»: что ждать от клуба, у которого нет хозяина? Прежде всего неуверенности в действиях игроков, мысли которых заняты одним: не объявят ли на днях банкротства их команды? Тем не менее все хоккеисты «Сейбрз» в двух стартовых матчах продемонстрировали игру, абсолютно не похожую на прежнюю. Старательность, умноженная на высокое мастерство, позволила победить дома «Айлендерс», на выезде «Монреаль». Знаменитые Алексей Яшин и непробиваемый голкипер прошлого сезона, его самый ценный игрок, вратарь Жозе Теодор практически ничего не могли сделать с остроатакующим соперником, забросившим соответственно – 5 и 6 шайб!
Одна из самых примечательных фигур предыдущего чемпионата, российский форвард Илья Ковальчук, вероятно, не придал значения тому элементарному факту, что нельзя играть нестандартной клюшкой, тем более в конце матча. За это он был удален, и «Флорида» забросила «Атланте» решающую шайбу в овертайме. Чувствуется, что талантливого Илью начинает мучить звездная болезнь.
Невооруженным глазом видно, что Александр Свитов в «Тампе» стартовал весьма посредственно на фоне успешного дебюта Станислава Чистова, Алексея Смирнова и Александра Фролова. Но это отнюдь не значит, что молодых россиян ждет чистый, быстрый и гладкий лед. В НХЛ надо пахать да пахать.
Однако не только игровые проблемы волнуют специалистов хоккейной индустрии Северной Америки. На открытии сезона побывал в Лос-Анджелесе комиссар НХЛ Гарри Беттман. За годы правления он помог заключить контракты с телевизионными магнатами из Эй-би-си почти на два миллиарда долларов. Дважды профессионалы участвовали в Олимпийских играх, хотя убедить некоторых клубных боссов остановить регулярный чемпионат было архисложно. Энергичному комиссару удалось расширить лигу до 30 команд, внедрив НХЛ в Тампе, Нэшвилле, Далласе, Анахайме. Лига установила рекорд по средней посещаемости матчей в течение четырех минувших сезонов – 16 760 зрителей, или 91% заполняемости. За последние два года прибыли команд в среднем достигли 20 миллионов долларов за сезон. Но жизнь у Беттмана по-прежнему неспокойна. Воспользовавшись случаем, я задал комиссару НХЛ несколько вопросов.
— Это правда, что корпорация «Уолт Дисней» решила продать «Анахайм»?
— Точно не готов ответить. У нас всегда были прекрасные взаимоотношения с руководством корпорации. Естественно, я слышал о желании хозяев команды продать ее. Но я продолжаю верить в то, что этого не случится.
— Коллективное соглашение между лигой и профсоюзами заканчивается 15 сентября 2004 года. Вы готовитесь к переговорам по новому договору?
— Мы могли бы иметь очень хорошие прибыли, но, к сожалению, зарплата игроков растет так стремительно, что это ограничивает наши возможности. Нельзя забывать, что, скажем, канадские команды находятся в более трудном положении, ведь большие налоги и невыгодный обмен канадского доллара на американский осложняют финансовое состояние, в частности, «Эдмонтона» и «Калгари». Более 10 лет мы, в общем-то, жили вполне мирно с профсоюзами, несмотря на локаут в 1994 году. Сегодня мы нуждаемся в фундаментальных изменениях стратегии и экономической политики. Мы обязаны контролировать контракты хоккеистов, чтобы наша финансовая программа не страдала, была сильной и последовательной. Мы категорически против того, чтобы клубы переезжали в новые города. Но остановить этот процесс невозможно, пока не будут урегулированы финансовые рычаги управления. В этом смысле профсоюзы обязаны нести с нами равную ответственность.
— Модель, которую вы предложите на переговорах с профсоюзами, касается и небогатых клубов?
— Я верю, что у нас нет вакуума недоверия, разделяющего богатых и менее обеспеченных. Мы обязаны выстроить такую программу, чтобы она в равной степени касалась всех команд. Я категорически против того, чтобы ущемлять интересы игроков — главных действующих лиц нашего шоу. Они обязаны зарабатывать деньги согласно их таланту, но денежная бочка не всегда выдерживает стремительный напор. Она может и лопнуть. И что потом? Стало быть, настало время совместными усилиями строить новое общее здание, одинаково выгодное для работодателей и хоккеистов.
*Виктор Нечаев – первый русский игрок в НХЛ.