Дальнобойщик
ХОККЕЙ
Отличившись в выездном матче с «Авангардом», хоккеист московского «Динамо» Александр Ждан вошел в символический клуб Вячеслава Фетисова – для защитников, которые достигли в чемпионате страны рубежа в 50 шайб.
«НЕЖДАНЧИК»
— Я еще в прошлом году узнал, что могу попасть в клуб Фетисова, — говорит Александр. — И, естественно, к этому стремился. Теперь, когда цель достигнута, наверняка появится какая-то другая. Например, сыграть в финале Суперлиги.
— Думаете, в нынешнем сезоне «Динамо» реально до него дойти?
— А почему нет? У вас на этот счет какие-то сомнения? Вся борьба еще впереди. Допустим, в прошлом чемпионате многие заранее прочили «Авангарду» место в финале. Но, видно, забыли, что Казань два года подряд шла, по сути, на втором месте. Наше самолюбие было задето. Поэтому мы для общей победы приложили максимум усилий. И сделали это!
— Фактически лично вы тогда вытащили «Ак Барс» в финал: в одном матче забили из центрального круга, во втором — решающий буллит провели…
— У нас коллектив сильнее был, чем у «Авангарда». У Омска вроде бы звезды играли, а мы все равно переломили ход серии в свою пользу! Гол же, который вы упомянули, — случайный! Такое бывает раз в жизни! Можно потом сто раз с той точки бросать — и в створ не попасть!
— Можно, конечно. А можно вообще метить в угол площадки, но забить…
— Тут вы правы. Всякое бывает. Я тоже нелепые голы забивал. В том году, например, когда мы играли с «Нефтехимиком». Выбрасываю шайбу в чужую зону, она попадает в плечо защитнику и рикошетом залетает в ворота между щитков голкипера. Ребята потом смеялись, шутили: мол, Саша Ждан «нежданчика» запустил!
— Неплохой каламбур. Фамилия у вас действительно интересная. Откуда корни?
— Отец — белорус, мать — русская. Выводы делайте сами.
В ПАРЕ С ХАВАНОМ
— Вы ведь родом из Воскресенска?
— Воспитанник местной школы хоккея. Поиграл пару лет за «Химик», потом уехал в Америку. Тогда как раз массовый отток за океан у нас начался. Затем три с половиной года выступал за «Северсталь», после чего Михайлов пригласил в ЦСКА. Но там я пробыл всего один сезон. У армейцев были финансовые проблемы. Дальше меня звали Ярославль и Казань. Как вы знаете, я выбрал «Ак Барс». И отыграл за него три года. А теперь вот выступаю за «Динамо».
— Пять команд за 11 лет. Не многовато?
— Действительно, получается, что я больше трех лет нигде не задерживаюсь. С другой стороны, как расти? Если на протяжении длительного времени сидишь в команде, в которой одни и те же требования, то становишься чуть ли не роботом. Конечно, каждый сам должен выбирать, где ему лучше. Но надо же не только играть, а какой-то результат выдавать. Правильно?
— И в каком же клубе вы себя комфортнее чувствовали?
— В принципе я везде себя ощущаю нормально. Но как игрок я однозначно вырос в Казани. Все-таки две серебряные медали там завоевал! И параллельно еще выступал за сборную России, за которую, кстати, выступать продолжаю. У «Ак Барса» была крепкая команда, хотя в ней раньше не так уж много звезд было. До того я был в ЦСКА и в «Северстали», но там серьезных задач не ставили. А тут я впервые почувствовал, что для достижения высоких целей надо прилагать большие усилия, много работать. Что, собственно, и делал. У «Ак Барса» сформировался костяк команды, те, кто пришел со стороны, удачно дополняли остальных. Да и тренер наш Юрий Моисеев стал тогда уже другим.
— Что вы имеете в виду?
— Юрий Иванович здорово изменился. До того говорили, что он команду в тисках держал. Но со временем пересмотрел свой взгляд. Жизнь-то движется вперед, все меняется. И теперь Моисеев доверяет ребятам, а каждый из них сам знает, что ему необходимо делать, чтобы быть в форме.
— Что же тогда из «Ак Барса»-то ушли, раз вас там все устраивало?
— Ребенок родился. А в Казани медицина все-таки не на таком уровне, как в Москве. Тем более тут родители жены живут, которые всегда помогут, если что. И я попросил руководителей клуба, чтобы меня отпустили. Но когда они узнали, что собираюсь в «Динамо», то задержали на год. Мне ведь по контракту именно столько оставалось работать. Я был на приеме у президента клуба Фарида Мухаметшина. Он сказал, что после того, как отыграю сезон, мы пожмем друг другу руки и по-доброму распрощаемся. Так все и вышло.
— Значит, говорите, только «Ак Барс» и можете вспомнить из того, что было?
— Ну почему же? Не только. Годик, например, в «Северстали» мы с Хавановым в паре отыграли. Уже тогда было видно, что он — настоящий профессионал. Оставался после тренировок, чтобы самостоятельно поработать. Думаю, Саня правильно сделал, когда перешел потом в «Динамо». Там еще прибавил — попал в сборную, а потом уехал в НХЛ. Хотя многие говорили, что в его возрасте не стоит дергаться за океан. А он взял и все опроверг! И человек Сашка порядочный! В чем лично я нисколько не сомневался. Однажды был случай, когда мы поддержали друг друга.
— Рассказать можете?
— Пожалуйста. Как-то вратаря «Северстали» обвинили в том, что он якобы сдал игру «Спартаку». Мы с Саней с этим голкипером по душам поговорили, а потом за него вступились. И тогда нас всех троих на время отстранили от матчей. Но позднее руководители клуба поняли, что допустили ошибку , и даже извинились перед нами.
ВЫБОР ПЛЮЩЕВА
— Помнится, на предыдущем чемпионате мира в Германии вам, атакующему защитнику, Борис Михайлов почему-то запретил подключаться вперед.
— В приказной форме мне такого не говорили. Просто Борис Петрович попросил всех защитников понадежнее отыграть сзади.
— Понятно. А вы ожидали, что вас произведут в капитаны новой сборной? Говорят, Владимир Плющев назначил вас на этот пост лично.
— Не ожидал, конечно. А Владимир Анатольевич поступил так, как посчитал нужным. На одном из собраний он действительно объявил всем, что сборную на игры буду выводить я.
— Интересно, может, это назначение как раз и подстегнуло вас к тому, что заветный рубеж был так быстро достигнут?
— Конечно, я после этого повысил требовательность к себе. А хорошее настроение всегда ведь прибавляет сил. Важно, чтобы удача не отворачивалась. Без нее же в спорте никуда! Между прочим, я три сезона по 9 шайб забрасывал. Это в принципе немного. Можно забивать и больше. Если повезет.
— К вашему сведению, рекорд для защитников в чемпионатах страны установил Николай Макаров из челябинского «Трактора» — 21 шайба. Не хотите на него замахнуться?
— Естественно, я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Но и не буду зацикливаться на том, чтобы установить новый рекорд. Я просто буду полностью выкладываться в каждом матче.
— Не забывайте только при удобном случае по-прежнему подключаться в атаку. Как, кстати, Плющев к этому относится?
— Нормально. Да и Билялетдинов относится с пониманием. Просто все надо делать вовремя. И действовать по ситуации. Я, конечно, люблю кого-то обыграть, бросить по воротам, но прежде всего стараюсь думать об обороне.
— Вы, часом, не нападающим начинали?
— Центральным. Как догадались? Давно, правда, это было: в детской школе «Химика». Потом в защиту перевели. Даже не знаю почему. И я об этом не жалею. Шайбы-то по-прежнему забрасываю (смеется). Но и о будущем уже задумываюсь. В институт поступил.
— На кого будете учиться?
— На юриста. Хочу познавать российские законы.
ДОСЛОВНО
Зинэтула Билялетдинов, главный тренер «Динамо»:
– Сильная сторона Ждана – это пас и завершающий бросок. Поэтому использовать его надо главным образом при игре в большинстве.