Отсечение во благо
ХОККЕЙ
ВЗГЛЯД ИЗ ПХЛ
Система соревнований в Суперлиге впервые за последние годы не изменилась. Единственное новшество: четыре слабейшие команды покинут элиту, на смену им придут два лучших коллектива высшей лиги. Произойдет сокращение Суперлиги с 18 до 16 команд. Именно оно и вызывает неоднозначное отношение.
Нынче принято вспоминать о золотом веке отечественной шайбы. Но тогда (с сезона 1963/64 до 1985/86) в высшей лиге было от 9 до 12 клубов. Игровая нагрузка с учетом четырехкругового турнира и соревнований за окончательное распределение мест (в некоторые годы) – примерно 50 матчей за сезон. Плюс Кубок страны, Кубок европейских чемпионов, множестве международных турниров типа Ахерна или Шпенглера. Сильнейшие команды встречались также с заокеанскими хоккеистами. Сборная помимо ЧМ выступала на известинском турнире, аналоги которого потом появились в других странах. Особое место занимали баталии СССР — Канада. Так вот, грядущее сокращение Суперлиги никак не скажется на игровой нагрузке, которая будет близка к прежней. Лишь команды, не попавшие в плей-офф, нередко чуть ли не на следующий день после заключительного тура распускаются на отдых (а это только март). Но проблема организации «плавного выхода из сезона» — дело непосредственно клубов, как правило, зависящее от их материальных возможностей.
Сейчас критерием оценки турнирных перспектив команд в огромной степени является их финансовая обеспеченность. Если вспомнить прошлый чемпионат, то из 18 клубов за выход в плей-офф реально боролись лишь 11. К ним можно добавить Новокузнецк и Нижнекамск, выключившиеся из этой борьбы по чисто спортивным причинам. Получается 13 финансово благополучных клубов. Остальные выглядели значительно слабее. Их лихорадило в основном из-за недофинансирования, что не позволило провести полноценную предсезонку, комплектование, обеспечивать нормальный тренировочный процесс. В итоге 5 команд боролись за выживание. А Суперлига сокращается всего лишь на две...
Ситуация, когда одни клубы сражались за медали, а другие экстренно латали дыры в бюджете, наблюдалась многие годы. Это влекло за собой резкое разделение в классе. Грядущее сокращение должно повысить общий уровень чемпионата. Кто не способен вписаться в современные рамки профессионального спорта, извините, но участвуйте в соревнованиях рангом пониже. Вспомним, где 20 лет назад играли Тольятти, Ярославль, Магнитогорск. В то же время отступили на шаг Воскресенск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Саратов, Ижевск. Это нормальный процесс эволюции. Через некоторое время кто-то из них сможет вернуться в элиту, как в прошлом году это сделали «Крылья Советов» и «Спартак».
Некоторые сетуют, что сокращению подвергнутся клубы наиболее отдаленных городов. Это уж от лукавого. ПХЛ всегда разрабатывает календарь круговых соревнований с учетом географии, а в плей-офф клубы проводят по два матча в каждом городе. Ну а спортивный принцип сокращения никто не отменял, тем более никто не собирается целенаправленно «душить» дальневосточников или сибиряков.
Название «Суперлига» подразумевает и суперклубы и, прямо скажем, «суперзарплаты». Этот момент в преддверии сокращения элиты вызывает определенное беспокойство у хоккеистов. Якобы может возникнуть избыток на рынке игроков, что приведет к снижению общего уровня зарплат. В действительности же мы добьемся настоящей здоровой конкуренции в условиях профессионального спорта. Именно она способна всколыхнуть от застоя в мастерстве кое-кого из наших хоккеистов. Только не хотелось, чтобы в канун сокращения Суперлиги менеджмент клубов во избежание вылета из элиты все материальные ресурсы бросил на комплектование, забыв о развитии хоккея в регионе. А ведь вложение средств именно в детский хоккей сторицей окупится. Посмотрите на пример того же Ярославля.