Хабаровчане поднимаются в самолет с молитвой
ХОККЕЙ
Хабаровский «Амур», восточный форпост отечественного хоккея, чаще других пребывает «в сенях» у Бога. Команда проводит в воздухе более трехсот часов за сезон. Казалось, пора бы и привыкнуть. Ан нет, есть вещи, к которым приспособиться невозможно, остается только молиться.
Олег ФИЛИМОНОВ, вратарь, старожил клуба:
– Наверное, у каждого, кто садится в самолет, есть вера, что все закончится благополучно. Тем более что летать нам приходится по триста часов в году. Но это дело индивидуальное. Кто-то заходит в церковь – это ведь морально укрепляет. Все ведь идет с головы. Когда поднимаешься по трапу, шепчешь: дай, Господи, благополучно взлететь и приземлиться. Сам я крещеный, когда время позволяет, хожу в храм поставить свечку за родных, за близких.
Случаев всяких экстремальных за мою летную практику поднакопилось достаточно. Поначалу ничего не боялся. А сейчас уже по звуку могу определить, все ли в порядке с двигателем. Если что не так, ладони сразу мокрые. Как-то падали с десяти до трех тысяч метров. Вся жизнь перед глазами промелькнула. В прошлом году меняли эшелоны. Чтобы разойтись со встречным лайнером, нашему самолету сразу после взлета пришлось резко нырнуть вниз. В Москве как-то садились. Вот уже взлетная полоса, и вдруг резко вверх. В такие моменты сидишь, как зомби, утешаешь себя только тем, что чему быть, того не миновать. У меня и жена очень боится самолетов, в полете все молитвочки прочитает. А приметы у меня чисто хоккейные. Я могу сказать, что каждый вратарь соблюдает определенный индивидуальный ритуал при подготовке к матчу.
Несмотря на «летающую» фамилию, ладони у помощника главного тренера «Амура» потеют от одного только взгляда на самолет. Тем не менее Скворцов проявил характер и остался в самом летающем клубе Суперлиги на второй сезон.
Александр СКВОРЦОВ, тренер:
– Действительно, как и многие люди, нервничаю во время перелетов. Каждый человек, садясь в самолет, отдает себя в руки Господу Богу и уповает на то, что в беде Он не покинет. Ведь все мы Божьи дети. Всегда беру с собой маленький молитвенник и читаю перед каждым взлетом и посадкой молитву для путешествующих, отправляющихся в путь. Это несколько успокаивает. Говорят, не надо думать об этом, но не думать трудно. Впрочем, в прошлом сезоне все, слава богу, обошлось. Надеюсь, что и в нынешнем все сложится благополучно.
Да и не только в воздухе. С детства перед каждым матчем читаю четверостишие, которое рассказала мне мама: «Огради меня, Господи, честным и животворящим крестом Господа. Аминь». Как бы Он ограждает от неудач, от бед. Чувствуешь себя увереннее. Даже в детстве, в махровые коммунистические времена, когда религия была под запретом, мне мама всегда говорила: «Собираешься на тренировку, выходишь на игру, всегда читай эту молитву про себя. Тебя это не затруднит». Так что с Богом у меня отношения давнишние.
Александр ФИЛИППОВ, форвард, летописец всех перелетов «Амура» за последние пять лет:
– Как не помянуть Бога, когда находишься в воздухе столько времени? Я вообще фиксирую все наши перелеты. Сначала самому любопытно было, а потом уже так повелось. Ребята время от времени подходят, спрашивают. Мне не в тягость. Тетрадка и ручка всегда под рукой. В прошлом сезоне налетали ровно 341 час и до этого по 220 – 230 часов в год. Это же накладывает отпечаток и на психику, и на здоровье. Особенно во время экстремальных ситуаций. Тут и пот холодный прошибет, и перекрестишься, и молитву быстренько прочитаешь. После подобного многие ходят в церковь и ставят свечки. А уж крестики все в команде носят. Хотя сам я считаю, что вера должна быть в душе и обращаться к Богу можно в любом месте.
Кроме того, все хоккеисты очень суеверны: и верующие, и атеисты. Но эти приметы относятся в основном к травмам. Я, например, на себе уже неоднократно убеждался, что бриться и шить перед игрой мне не рекомендуется. Раньше не обращал на это внимания, но после двух совпадений сделал соответствующие выводы.
ДОСЛОВНО
Вот текст молитвы для путешествующих, которую многие хоккеисты читают в самолете:
«Путь и истина сыи, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, пошли, сохраняюща и невредимых, и славе Твоей, от всякого зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородице, Едине Человеколюбче».
Молитвослов. Тропарь. Глас 2.