Звезда из Измайлова
ЮБИЛЕЙ
Вчера исполнилось 55 лет заслуженному мастеру спорта Евгению Зимину, завоевавшему золотые медали во всех крупных соревнованиях – на Олимпийских играх, на чемпионатах мира, Европы, СССР. Немалых успехов добился он и в роли тренера – руководимая им юношеская сборная дважды выигрывала чемпионат Европы.
О ЗДОРОВЬЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ
– Евгений Владимирович, для «Советского спорта» вы не только заслуженный в хоккее человек, но и наш постоянный эксперт, и, естественно, в этот день редакция нашей газеты с удовольствием поздравляет вас с днем рождения, желает прежде всего здоровья.
– Хорошее пожелание. Если раньше для меня это были дежурные слова, то после того, как 5 лет назад я перенес инфаркт, здоровье в моей жизни вышло на первое место.
– А раньше оно было не главным?
– В молодости, когда я легко пробегал многокилометровые кроссы, выдерживал тяжелые нагрузки на льду, о том, что здоровье может ухудшиться, откровенно говоря, и не задумывался, как, впрочем, не опасался и серьезных последствий нарушения спортивного режима. Но все уходит. В том числе и крепкое здоровье. Особенно это познается сейчас, когда в Москве стояла такая жара, а тут еще дым горящих торфяников. Такое лето, помнится, было и тридцать лет назад, но тогда все равно дышалось легко – здоровье было другое.
– Но лето 1972 года запомнилось вам, надо полагать, не только смогом в Москве?
– Разумеется. В это время мы готовились к первой встрече с канадскими профессионалами из НХЛ и на жару просто не обращали внимания.
НАС ПРИНЯЛИ ЗА ИНОПЛАНЕТЯН
– Что больше всего запомнилось в той знаменитой серии?
– Все. Начиная от сообщения о том, что наконец-то мы встретимся с профи из НХЛ, и кончая шестой шайбой, пропущенной Третьяком на исходе восьмого, последнего матча. Этого события давно ждали у нас и за океаном, но дело дальше разговоров о таких встречах долго не продвигалось. На мой взгляд, обе стороны опасались проиграть. В Канаде Кубок Стэнли считается самым престижным соревнованием, а профессионалы – якобы сильнейшие в мире, и вдруг они проиграют любителям из Советского Союза! У нас тоже побаивались подорвать свой престиж – ведь в отличие от канадских профи мы официально считались чемпионами мира, Олимпийских игр. Но лед тронулся. Готовились мы с большим энтузиазмом, а когда прилетели в Монреаль, то были потрясены торжественной встречей – никаких таможенных формальностей, почетный эскорт мотоциклистов от аэропорта до лучшего отеля в городе…
– А через несколько дней пришла очередь изумляться канадцам…
– Да, 2 сентября, когда мы выиграли первый матч со счетом 7:3, в Канаде был траур, и зрители, переполнившие знаменитый монреальский «Форум», и сами хоккеисты сборной Канады не могли понять, что же произошло на льду.
– А ведь эта встреча началась с того, что хозяева в самом начале забросили 2 шайбы. Чем же вы объясните столь резкий поворот в ходе матча?
– Ответ, наверное, следует искать в области психологии. Помнится, при представлении нашей команды раздавались жидкие аплодисменты, а когда очередь дошла до канадцев, то при упоминании каждой фамилии зал взрывался от восторга. Я и сам, признаюсь, в эти предстартовые моменты почувствовал какую-то неуверенность, да и по лицам многих партнеров понял, что и у них настроение далеко не веселое. А когда началась игра и шайба в течение нескольких минут дважды оказалась в наших воротах, могло показаться, что нас ждет разгром. Однако, как ни странно на первый взгляд, но именно в этот момент с ребят, в том числе и с меня, словно свалился тяжелый груз ответственности. Мы неожиданно для самих себя заиграли так, как умели, – комбинационно, в быстром темпе, и вскоре я после многоходовой комбинации забросил первую шайбу в ворота канадцев. Затем последовали точные броски других игроков. В результате соперники растерялись, и мы довели дело до счета 7:3. Хорошо запомнились глаза многих канадских игроков по окончании встречи, они недоумевали, что же случилось, кому они проиграли, случайно не инопланетянам?
– Тем не менее серию все-таки выиграли североамериканцы…
– Следующие матчи прошли в равной борьбе. И перед заключительной встречей в Москве у нас и у соперников было по три победы при одной ничьей. Так что все решалось в последний вечер, когда после второго периода мы выигрывали со счетом 5:3 и считали, что победу уже не упустим. Но тогда мы не знали, что профессионалы играют с полной отдачей до финальной сирены, независимо от результата, от силы соперников. И их волевой настрой оказался сильнее нашего. В итоге – 5:6. И общий счет в пользу канадцев.
– А что еще запомнилось вам на долгом хоккейном пути?
– Еще до серии 1972 года я в составе «Спартака» выиграл 2 золотые медали чемпиона страны. Разве это забудется – ведь мы обошли ЦСКА, практически сборную СССР! Незабываемы и две золотые Олимпиады, особенно в Гренобле, где мы после проигрыша чехословацкой команде могли занять лишь второе место. Тем не менее стали все-таки чемпионами. Были и три победы в чемпионатах мира, каждая из которых оставила свой след в моей памяти.
НЕ УМЕЛ УГОЖДАТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ
– А как сложились у вас дела на тренерском поприще?
– Успехов в качестве тренера я добился с юношеской и молодежной сборными страны, с которыми выиграл дважды чемпионат Европы и чемпионат мира, но на клубном уровне поработал недолго – в горьковском «Торпедо» и московском «Спартаке». Из города на Волге я уехал по семейным обстоятельствам, а в «Спартаке» поссорился с тогдашними руководителями. И это не единственный случай, когда я не находил общего языка с руководителями.
– Зато с игроками у вас всегда были хорошие отношения, что лишний раз подтверждает участие сборной звезд НХЛ в Кубке «Спартака» – ведь не секрет, что именно вас хоккеисты выбирали своим тренером.
– Это действительно так. И вообще с порядочными ребятами у меня никогда не возникало конфликтов – ни на льду, ни за его пределами. А таких игроков в моей жизни встретилось много, начиная от партнеров по звену в «Локомотиве» Гришина и Сафронова и кончая Виктором Тюменевым в «Крыльях Советов». Но были, конечно, и такие великие партнеры, как с партаковцы братья Майоровы, Старшинов, Якушев, Шадрин, Шалимов, Лобанов, игроки сборной из ЦСКА и «Динамо». Не случайно со многими из них я до сих пор поддерживаю добрые отношения.
– Расскажите о семье.
– С будущей женой Натальей познакомился 32 года назад в… Монреале, где она тогда работала. У нас вырос сын, который, в свою очередь, подарил нам двух внуков. Словом, и в 55 лет нет повода о чем-то сожалеть, за исключением, правда, подорванного здоровья.
НАША СПРАВКА
Евгений ЗИМИН
Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России.Родился 6 августа 1947 года в Москве в Измайлово.
1964–1965 – «Локомотив»,
1965–1974 – «Спартак»,
1974–1976 – СКА МВО,
1976–1977 – «Крылья Советов».
Двукратный чемпион СССР, четырехкратный серебряный призер и бронзовый призер первенств страны. В чемпионатах СССР сыграл 315 матчей, забросил 184 шайбы. Двукратный обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов. Двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, участник серии матчей между сборными Канады и СССР в 1972 году. В чемпионатах мира и Европы, на Олимпийских играх сыграл 19 матчей и забросил 7 шайб. Работал старшим тренером в «Спартаке» и «Торпедо» (Горький), старшим тренером юношеской сборной СССР.