33 смертельных градуса
ТРАГЕДИЯ
Вчера утром в больнице Тольятти скончался 22-летний игрок самарского ЦСК ВВС Александр Кревсун. Официальное заключение о причине смерти хоккеиста врачи должны обнародовать в пятницу.
ШАНСОВ ВЫЖИТЬ ПОЧТИ НЕ БЫЛО
Как уже сообщал «Советский спорт», во время тренировочного кросса на базе отдыха в Шигунском районе Самарской области стало плохо нападающемуЦСК ВВС, выступающего в высшей лиге, Александру Кревсуну. В тяжелейшем состоянии с диагнозом «кровоизлияние в мозг» его немедленно доставили в реанимационное отделение местной районной больницы. Врачи отказывались везти Кревсуна в ведущие клиники областного центра Тольятти и расценивали его шансы выйти из комы как 30 на 70. Только благодаря вмешательству руководства хоккейного клуба ЦСК ВВС из областного центра на реанимобиле он был доставлен в одну из клиник Тольятти, где всю ночь врачи боролись за жизнь молодого хоккеиста. Несмотря на все усилия, на утро следующего дня в 10 часов, не приходя в сознание, Кревсун скончался.
По роковому стечению обстоятельств беда в самарскую команду пришла именно в тот самый день, когда год назад в аналогичной ситуации на тренировочных сборах в Болгарии стало плохо лидеру тольяттинской «Лады» Вячеславу Безукладникову. Тогда местные медики целую неделю боролись за жизнь игрока. Но спасти его не смогли. В случае с Кревсуном летальный исход произошел значительно быстрее, несмотря на все усилия высококвалифицированных врачей медгородка Волжского автозавода. Похороны Александра пройдут в Тольятти.
— Прошлый сезон, вернувшись из юниорской канадской лиги, Кревсун доигрывал в «Ладе-2», — рассказывает директор хоккейного клуба ЦСК ВВС Михаил Ничепуренко. — В конце мая он приехал к нам и попросился на смотрины. С нашей командой Саша контракта не заключал. Все права на него как воспитанника местной ДЮСШ принадлежат тольяттинской «Ладе». Не было речи и о зарплате в ЦСК ВВС. Решение финансовых проблем мы отложили до начала сезона. 24 июня команда собралась после отпуска. Провели тщательный медосмотр. Кревсун получил допуск к тренировкам. Никаких изменений в здоровье зафиксировано не было.
СЕМЬЮ В БЕДЕ НЕ ОСТАВЯТ
– Конечно же, все, что произошло, — это трагедия, – продолжает Ничепуренко. – Действительно, какой-то мрачный рок преследует тольяттинских хоккеистов. Крайне неприятно, что на этот раз смертельный случай произошел именно в нашей команде. Мы сделаем все для семьи Кревсуна, чтобы хоть немного сгладить боль утраты. Клуб оплатит похороны, вдове Александра назначим достойную пенсию. Какую, пока не определено. Так же, как и дата похорон.
Лично знал Александра много лет. Он служил в Самаре, играл в ЦСК ВВС еще в Суперлиге и был неплохим надежным парнем. В голове не укладывается, что могло произойти с молодым и здоровым хоккеистом. После вскрытия в четверг, видимо, в пятницу получим официальное заключение врачей. Тогда мы расскажем,что послужило причиной внезапной смерти.
САША НЕ СЛЫШАЛ СЕБЯ
— Тольяттинские игроки, которые тренируются вместе с нами, рассказывают, что у Александра и раньше были нелады со здоровьем, — сказал мне сразу после того злополучного кросса нападающий ЦСК ВВС Игорь Корешков. — Возможно, именно поэтому его и забраковали доктора «Лады». Хотя по своим физическим кондициям Кревсун вполне мог играть за команду мастеров. За ним и прежде замечали, что после сильных нагрузок Александр чувствовал себя плохо. Возможно, что-то скрывал. После отпуска по его виду было заметно, что он набрал лишний вес. Конечно же, Саше трудно было сразу включаться в работу, хотя кросс мы и бежали в медленном темпе. О каком-либо быстром результате не могло быть и речи. Но Александр рванул со старта так, будто вышел на последнюю дистанцию в своей жизни. Стояла удушающая жара, 33 градуса, и, хотя мы бежали по лесу, было тяжеловато. Лидером он добежал практически до финиша, но, как только оказался на солнце, вдруг неожиданно закачался и рухнул. Спасибо, недалеко оказался врач команды, тренеры. Они быстро на машине вместе с директором местной турбазы отвезли Кревсуна в больницу. То, что произошло, объяснить трудно. Мы третий день находились на сборах, нагрузки были втягивающие, откровенно говоря, слабенькие. Так что вины главного тренера Виктора Шкурдюка здесь не вижу. Есть одна непреложная истина для спортсменов: нужно чутко слушать себя и дозировать нагрузки. Никакой квалифицированный врач не подскажет то, что ты можешь ощутить сам. У Кревсуна, видимо, этой самозащиты и объективной оценки не было.
Сейчас трудно говорить, кто виноват в случившейся трагедии: врачи клуба, недосмотревшие за состоянием игроков, тренер, давший чрезмерные нагрузки, или сам Кревсун. Ну а пока команда вынуждена прервать тренировочный процесс, чтобы похоронить своего товарища. Кстати, по словам медиков Тольятти, куда хоккеиста доставили из Шигон, его состояние было безнадежным. И хотя врачи сделали все возможное и невозможное, обширный инсульт уже с первой минуты сомнений не вызывал: Кревсун обречен.
Невольно возникает вопрос: почему за последние 14 лет в Самарской губернии зафиксированы уже три случая со смертельным исходом хоккеистов в первые дни тренировок после отпуска? В 1988 году умер 27-летний Андрей Земко, в 2001-м — 32-летний Вячеслав Безукладников, теперь вот — 22-летний Александр Кревсун. Возможно, есть что-то общее между этими трагедиями. Кто возьмет на себя смелость и ответственность тщательным образом разобраться во всех этих случаях, сделать медицинский анализ, дабы подобное не повторилось?
НАША СПРАВКА
Александр КРЕВСУН
Родился 6 июня 1980 года, умер 4 июля 2002 года. Воспитанник карагандинского хоккея. Правый крайний нападающий. Выступал за команды Тольятти с 1994 года. Играл в «Ладе-2» (1994—1999, 2002), «Ладе» (1996/97, 1998), самарском ЦСК ВВС (1998-2000), московских «Крыльях Советов» (1999/2000). В 1999 году был задрафтован клубом НХЛ «Нэшвилл» под общим 124-м номером. Два сезона провел за океаном. Играл в «Нью-Орлеанс», лига Восточного побережья (2000/01), «Милуоки», Интернациональная лига (2000/01), «Оттаве-67», лига Онтарио (2001/02). Был женат, имел дочь.
МНЕНИЕ
Евгений ВЕЩЕВ, врач сборной России:
— Очень часто организм спортсмена, находившегося в отпуске, а значит, долгое время не тренировавшегося, просто не готов сразу перейти к тем нагрузкам, которые предлагают наставники. Положение усугубляется, когда игрок набрал лишний вес. Возникает полное несоответствие возможностей организма и предлагаемых ему нагрузок. Вот потому и случаются порой летальные исходы. Именно для того, чтобы избежать катастроф, спортивные доктора настаивают на УМО — углубленном медицинском обследовании. Тогда становится ясно, на что в конкретной ситуации годен каждый. Тренер, изучив результаты обследования, обязан дифференцированно подойти к каждому, не насиловать ослабленный организм, а искать для него индивидуальные упражнения. И уж, конечно, не предлагать не тренировавшемуся полгода спортсмену сразу бежать на время кросс. Насколько я знаю, именно так произошло в случае с Кревсуном. Предположительный диагноз умершего парня — инсульт. Вспоминаю, как лет 15 назад, когда я работал врачом футбольного ЦСКА, армейские хоккеисты вышли из отпуска, и на кроссе на базе в Архангельском очень плохо себя почувствовал Володя Крутов, набравший лишний вес. Врач хоккеистов Игорь Силин и я спасли игрока от приступа холецистита. Тогда не выдержала нагрузок поджелудочная железа спортсмена.
ДОСЛОВНО
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Инсульт (позднелат. insultus – приступ) — остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Наиболее частыми причинами инсульта являются гипертоническая болезнь и атеросклероз или их сочетание. Нередко инсульт развивается при заболевании сердца, ревматизме, иногда при болезнях крови и др. В просторечии инсульт — кровоизлияние в мозг.