Илья Ковальчук: Финал в Квебеке? Не лучший мой матч (Эксклюзив)
Этим летом Илья Ковальчук покинул «Нью-Джерси Дэвилз», разорвав контракт на $77 млн., и переехал в Санкт-Петербур
«Я НЕ НА ЛУНУ УЛЕТАЮ…»
Помню, как 12 июля у меня отвисла челюсть. Прочитал на канадском сайте TSN, что Илья Ковальчук ушел из НХЛ, и не поверил. Перечитал еще раз – не может быть!
Дозвонился до Ильи через пару дней – он отдыхал в Майами с семьей. И первое интервью дал «Советскому спорту»:
– Я улетаю не на Луну, не в Китай или Японию. А домой, где живут моя мама, сестра, где все мои друзья. Мне намного комфортнее в России… Желание вернуться в СКА осталось еще со времени локаута. Я увидел отношение к хоккею, к игрокам.
Отличная инфраструктура в Питере. Прекрасные болельщики, деловое руководство. Был приятно удивлен.
– Звездный критик Джереми Реник заявил в твиттере, что Ковальчук погнался за длинным рублем.
– Я к этому отношусь очень спокойно. У каждого свое мнение. Нормальный человек понимает, что это сказано чисто на эмоциях. Реник был хорошим хоккеистом. И думаю, в его карьере возникали ситуации, когда нужно принимать решение, которое лучше для игрока и его семьи.
«ОТ ЭТАПА ЕВРОТУРА ОСТАЛСЯ ОСАДОЧЕК…»
И вот декабрь, Санкт-Петербург. Ковальчук вернулся с Кубка Первого канала не в самом хорошем настроении. Но как сказал мне президент КХЛ Александр Медведев, «оценивать сборную России по этапам Евротура бессмысленно».
Всех рассудит Олимпиада. До старта хоккейного турнира в Сочи – полтора месяца.
– Илья, даже футболист Роман Широков сказал, что событие года – переход Ковальчука из «Нью-Джерси» в СКА. Можете сейчас сказать, что это ваш самый решительный поступок в жизни?
– Вряд ли самый решительный. Но абсолютно точно, что один из самых важных.
– Вы что-то вспоминаете об НХЛ, смотрите обзоры матчей, следите за игрой «Дэвилз»?
– Наблюдаю за нашими русскими ребятами, с кем вместе играл. Специально обзоры матчей не смотрю. Но если попадается что-то интересное – почему нет? Все-таки я выступал в НХЛ с 2001 года, это большая часть моей биографии.
– Энхаэловская привычка – выкидывать неудачные матчи из головы – работает в России? Какой у вас остался осадок от Кубка Первого канала?
– Я считаю, что это полезная привычка. И работает она везде.
Важно сделать правильные выводы и идти дальше. Я – живой человек. Конечно, от Кубка Первого канала остался осадочек. Хотелось выступить хорошо, как на любом турнире. Тем более мы играли перед своими болельщиками. Но ничего криминального не произошло. Главный старт – в феврале.
«ФИНАЛ В КВЕБЕКЕ? НЕ ЛУЧШИЙ МОЙ МАТЧ»
– Как вы реагируете на кричащие статьи с заголовками: «Что с Ковальчуком?». Ваш тренер по физподготовке Александр Трошин сказал, что на 20–22‑й неделе наступает неминуемый спад. Но на пик формы он вас выведет идеально к Олимпиаде.
– Никак не реагирую. Дело журналистов – писать. А мое – готовиться к матчам и играть в хоккей. Что касается Трошина, то я доверяю ему на сто процентов. Мы работаем с Александром Васильевичем уже больше 10 лет. Он знает мои возможности как никто другой.
– Я попросил Александра Медведева высказаться о Ковальчуке, и президент КХЛ посоветовал вспомнить чемпионат мира в Квебеке, когда вы забили два гола в финале. Считаете тот матч лучшим в карьере?
– Не могу сказать, что у меня в тот день все получалось... Эти шайбы на самом деле оказались важными. Но чего бы я стоил без команды? Громадное спасибо партнерам. А мой лучший матч, надеюсь, еще впереди.
– Каким вам показался олимпийский стадион в Сочи? Проведите параллели с тем, что видели в Солт-Лейк-Сити
– Стадион понравился: нормальный лед, удобные раздевалки. А сравнивать с другими аренами бессмысленно. Все-таки это разные страны. США, Италия, Канада – везде своя специфика.
– Слышали, что в Сочи создадут команду КХЛ?
– Да, и назовут «Дельфином», кажется. А генменеджером будет Павел Буре. Я думаю, это интересный проект. Лиге важно иметь клуб в таком крупном регионе. Да и арена отлично подойдет для команды КХЛ. У нас не в каждом городе России есть такие 12‑тысячники мирового уровня.
– Как относитесь к варианту, что туда могут перевезти ваш родной «Спартак»? Вот «Атланта» тоже переехала – и похоже, от этого выиграла.
– С переездом «Атланты» в Виннипег сравнивать не надо – там другая ситуация. А я считаю, что «Спартак» должен играть и базироваться в Москве. Столичный клуб со своей историей. Трудно представить наш хоккей без этой команды. Мне очень неприятно, что там сейчас такие проблемы.
– Как вообще надо спасать «Спартак»?
–
Я – хоккеист, а не кризисный менеджер. Поэтому не могу дать точный
совет. Очевидно, что в первую очередь надо решить проблемы
с финансирование
– Вы дружите с Плющенко?
– Хорошо знаком с Женей. Желаю ему только удачи.
– Он проиграл чемпионат России и сказал, что на Олимпиаде будет выступать только в командных соревнованиях. Что об этом думаете?
– То, что Плющенко не стоит опускать руки. Он – выдающийся спортсмен. И я уверен, еще скажет свое веское слово.
– Все вокруг говорят, что флаг на церемонии открытия должен нести Илья Ковальчук. С вами кто-то разговаривал от этом – Третьяк, Жуков?
– Нет, о флаге со мной пока никто не беседовал. И как я слышал, знаменосца будут выбирать сами спортсмены. Вообще на этом не зацикливаюсь.
Я уже говорил вам в Москве, после матча с ЦСКА (0:2), что это – великая честь, от которой не отказываются. И не верю во всякие приметы, что Олимпиада у знаменосцев не получается. С тех пор моя позиция не изменилась.
– В январе на экраны страны выйдет фильм «Чемпионы», где одна из частей посвящена Илье Ковальчуку и чемпионату мира в Квебеке. С вами советовались, когда писали сценарий?
– Да, ребята звонили, задавали вопросы. Думаю, получится хорошее кино. Для нашего хоккея это был важный день. Я сам посмотрю этот фильм с удовольствием.
– Если бы зависело от вас, кого бы вы выбрали на главную роль Ильи Ковальчука? Сергея Безрукова, Чака Норриса – кого?
– Так уже выбран Алексей Чадов. Отличный актер! Другого кандидата искать не нужно.
«ДЕТИ ТРЕБУЮТ ВЫДАТЬ ИМ КЛЮШКУ»
– Ваши дети уже освоились в Питере? Как им жить в промозглом климате после солнечного Майами?
– Дети уже привыкли, обжились. Да, климат в Питере мягким не назовешь, но это не главное. Мы здесь вместе, проводим все свободное время – вот что самое важное.
– Ваш крестный Алексей Морозов уже поставил своего сына на коньки. А ваши Филипп и Артем тянутся к хоккею?
– Я поправлю: Леша Морозов – крестный моего сына, не мой. А Тема с Филипком постоянно приходят к нам в раздевалку СКА. Требуют выдать им клюшки и форму. Не знаю, будет ли их жизнь связана со спортом. Но если захотят заниматься хоккеем – то почему нет? Я только за.
– Алексей Ковалев однажды сказал, что мечтает в 50 лет сыграть в тройке со своими сыновьями. У вас есть такая же мечта?
– Это было бы здорово. Но мои дети еще хоккеистами не стали. Давайте подождем. Если получится у Алексея – порадуюсь за него.
А сам не загадываю, будет ли карьера продолжаться в 50 лет. Сейчас мне пока тридцать. Я занимаюсь любимым делом и не думаю, что случится в 2033 году. Это так далеко!
– Как вы планируете встретить Новый год?
– Соберемся всей семьей. Будет елка, подарки – все как положено!
Вспоминаю, как встречал Новый год в детстве в Твери. Родители делали все для того, чтобы праздник нам запомнился. Правда, тогда елка была искусственная – но всегда нарядная. Я те дни всегда вспоминаю с легкой ностальгией.
– Что вы обычно делали на новогодние каникулы?
– О, тут большого выбора не было. Играл в хоккей, ездил на турниры.
– Когда вы перестали верить в Деда Мороза?
– А я до сих пор в него верю. Пишу ему письма.
– Наряжались Дедом Морозом для своих детей?
– Пока нет, но планирую сделать это сейчас. Надеюсь, такого Деда Мороза они не испугаются. Хотя кто знает? Узнают ли папку с бородой?
– Что пожелаете болельщикам?
– Всем – богатырского здоровья и хорошего настроения. Пусть Новый год будет лучше предыдущего. Занимайтесь спортом. И, конечно, ходите на хоккей. Там увидимся!