Народный комментатор. Два года назад ушел из жизни Сергей Гимаев
Страшную весть я узнал в Ярославле. В конце второго периоде шестого матча плей-офф «Локомотив» – ЦСКА болельщики армейцев вдруг начали скандировать «Ги-ма-ев». Москвичи проиграли и вылетели из Кубка Гагарина, детали игры остались в тумане. Все затмило горе.
С Наильичем меня познакомил фотограф Борис Самойлов, работавший в Ледовом дворце ЦСКА на Ленинградке: «Используй Сергея как эксперта, очень толковый парень». Гимаев тогда возглавлял хоккейную школу ЦСКА. Новый эксперт превзошел все ожидания. На Кубке мира-2004 мы были поражены глубиной и одновременно простотой его анализа.
Вскоре Гимаев стал другом и частью «Советского спорта». Ему завидовали, к нему ревновали.
В 2006-м его ушли из армейской школы. Вячеслав Быков выдвинул начальнику большого ЦСКА Сергею Кущенко ультиматум: «Или он (Гимаев – прим. авт.), или я». Поначалу Наильич сильно переживал, а потом успокоился. И прожил последние 10 лет в свое удовольствие. И наше.
Он стал частым и желанным гостем программы «Час хоккея» на ТВ «Советского спорта». Передача шла в прямом эфире, без ножниц и купюр. После фиаско на Олимпиаде-2010 Гимаев за словом в карман не полез: «В Ванкувере они предали сборную». Они – это Быков и Игорь Захаркин. СМИ эту цитату моментально растиражировали.
Захаркин тогда очень на меня обиделся: «Ты должен был его остановить». Но почему? Не затыкать же рот Наильичу. К тому же, как известно, слово не воробей…
За Быкова тотчас вступился Ковальчук. «Что ты к нему обращаешься по НХЛ, он в этой кухне мало что смыслит!» – напихал Кови моему коллеге, спецу по заокеанскому хоккею.
«Сережа, ты почему не комментируешь чемпионат мира? Когда ты у микрофона, сборная выигрывает, – вопрошала Татьяна Николаевна Овечкина в редакции «Советского спорта» на церемонии «Харламов Трофи», лауреатом которого в очередной раз стал ее сын Александр.
Чемпионаты мира с 2010 года начал показывать Первый канал, Гимаев же остался верен второй кнопке.
Главные тренеры сборной Зинэтула Билялетдинов и Олег Знарок после каждого матча на первенстве мира сверяли свое мнение с гимаевским. После пресс-конференций они оставались с ним с глазу на глаз. Именно Наильич уговорил Билла пригласить в Хельсинки-2012 Семина. Он с Овечкиным и Дацюком помог сборной завоевать золото.
В матче с немцами на ЧМ-2014 в Минске травму получил наш капитан Овечкин. «Так бывает, всегда кого-то ломают, это хоккей, правда, Наильич?» – неожиданно обратился Знарок к Гимаеву на пресс-конференции. – «Даже Мальцева», – ставил я свои пять копеек с первого ряда. – «А что Мальцев?» – заинтересовался Знарок. – «Не надо тявкать», – раздался с галерки голос Гимаева.
Наильич сам рассказывал, как сломал Мальцева. В дерби с «Динамо» он взял его на вилы, провез через полплощадки и впечатал в борт. Итог – перелом ключицы. На этом динамовский идол завершил карьеру. «Это хоккей будущего», – сказал тогда Мальцеву арбитр матча. – «Да, но мы ведь в настоящем», – парировал ветеран. «Тогда и вправду разрешалось насаживать на вилы», – уверял Гимаев.
…В августе 2016-го мне посчастливилось вести с Гимаевым церемонию «Харламов Трофи». Лауреатом стал Артемий Панарин. Знаете, какой он задал первый вопрос, перешагнув порог редакции «Советского спорта»? Как получить «заслуженного мастера спорта». Наильич это звание ждал 18 лет после завершения карьеры.
Хорошо, что не присваивают звание «народный комментатор». Гимаев им стал при жизни. Нам так его не хватает…