Игорь Ларионов: Русский клуб в Канаде? Интересно! Но при чем здесь ФХР?
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ НХЛ
В понедельничном номере (№230) «Советский спорт» познакомил читателей с проектом «Русский клуб в ВХА», о котором нашему корреспонденту поведал один из основателей ассоциации Аллан Хоуэлл. Об этой идее мы рассказали Игорю Ларионову. Профессору третьего декабря исполнилось 43 года. Он – самый возрастной, опытный и титулованный игрок, выступающий в НХЛ. Мнение Ларионова о создании русского клуба в Канаде не только интересно, но и весомо.
Игорь Ларионов был удивлен этой новостью. Профессор, как давно уже называют великого форварда, несколько раз подчеркнул, что у него пока нет достаточной информации, чтобы делать точные выводы о проекте русского клуба. Но было видно, что эта идея определенно заинтересовала Ларионова. Как и остальных российских энхаэловцев, с которыми мы общались по этой теме.
А ГДЕ ФИННЫ И ЧЕХИ?
— Игорь, вы слышали о том, что возрождается ВХА?
— Да, слышал. Правда, пока не знаю, произойдет ли это.
— Судя по последним событиям, это неизбежно. Знаете о том, что в ВХА планируют создать русский клуб, который будет базироваться в Канаде?
— Даже так? (удивленно)
— Об этом мы узнали несколько дней назад...
— От кого?
— Я получила информацию от одного из основателей ВХА Аллана Хоуэлла. (После этого я вкратце рассказала Ларионову о моей беседе с Хоуэллом, а также о том, что документы по проекту планируется передать в ФХР, которая будет заниматься организационными и контрактными вопросами. — Прим. Н.Б.)
— А что, будет только русская команда? Ни чешских, ни финских клубов?
— В данный момент речь идет только о русской команде…
— Тогда я не вижу связи между ВХА и Федерацией хоккея России. Не в ФХР надо решать, кого набирать в команду! У клуба должен быть местный хозяин, а не из ФХР. Это же североамериканская лига! Я не вижу, каким образом федерация может участвовать в этом проекте.
— А в целях международного сотрудничества, например?
— В такой ситуации слово «сотрудничество» звучит как-то неправильно. Если собирать команду в Северной Америке, то ей должны руководить местные люди. При чем здесь ФХР? Я так говорю не потому, что являюсь противником федерации, а потому, что в Северной Америке именно так и принято строить дело. Необходимо, чтобы всеми вопросами занимался персонал, который знает хоккей изнутри.
— Но господин Хоуэлл настаивает, что проект «русский клуб в ВХА» будет реализован только с разрешения и благословения ФХР…
— Разумеется, такой запрос не помешает. Когда, например, проводятся международные соревнования, то в ФХР обычно посылаются некоторые бумаги. Но главенствующую роль здесь должна играть местная лига.
ЗАПРОС ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ
— Возможно, что административный аппарат команды будет как раз местным. То есть деловой частью бизнеса займутся североамериканцы. А вот доход планируется распределять между городом-базой русского клуба и ФХР, которая должна стать официальным представителем команды.
— Я все равно не понимаю, при чем тут ФХР! Если все дела решаются в Северной Америке и этим будут заниматься люди, которые знают хоккей, то зачем им вообще связываться с федерацией? Тому же Бобби Халлу и человеку, с которым вы разговаривали... Правильно, Аллану Хоуэллу. То, что может решить федерация, абсолютно непринципиально. Сегодня все игроки – независимые люди. И поэтому если мы начнем говорить о хоккеистах из суперлиги…
— Именно о них и идет речь.
— То есть не об энхаэловцах?
— Нет, Хоуэлл планирует пригласить игроков из России.
— А кто захочет отдать своих хоккеистов?! Допустим, игрока из омского «Авангарда» или магнитогорского «Металлурга»? Я тут вообще не вижу смысла! У них же своя собственная лига, которая довольно успешно развивается и работает. А вот о тех игроках, которые сейчас выступают в НХЛ и будут не у дел во время локаута, имеет смысл рассуждать. Но в этом случае я снова не вижу никакой связи с ФХР.
— По словам господина Хоуэлла, в ВХА не хотят рисковать и подписывать игроков из НХЛ, которые в любой момент могут вернуться в свой клуб, если локаут закончится.
— В этом как раз и есть доля риска. Это все задумывается для того, чтобы создать альтернативу на случай локаута, поэтому в ВХА в любом случае должны идти на этот риск. Но сначала нужно глубоко изучить вопрос, а потом уже делать выводы. Сейчас я просто не вижу связи между ВХА и ФХР. То есть из правил приличия североамериканцы, конечно, должны послать извещение в ФХР. Вот, мол, образовывается такая лига и у них есть планы организовать русскую команду. Но зачем говорить о сотрудничестве двух организаций? Ну, давайте создадим какую-нибудь футбольную лигу и попросим «Челси» или «Арсенал» отдать в нее своих игроков! В ту лигу, о которой толком никто ничего не знает... Я, наверное, в ближайшее время поговорю с Бобби Халлом и уточню, в чем же суть. Потому что мне эта ситуация совершенно непонятна. Разговоров о ВХА я слышал много, но делать определенные выводы об этой затее пока не могу.
ПОГОВОРЮ С ХАЛЛОМ
— Давайте представим, что ФХР действительно будет ни при чем и сами российские игроки смогут самостоятельно принимать решение, стоит ли ехать им в ВХА. Как вы думаете, их может заинтересовать идея «русского клуба»?
— Конечно, может! Но в любом случае лига должна быть успешной, правильно? Нужно четко проработать финансовую сторону вопроса. Для того чтобы продавать билеты, нужны люди, которые захотят их покупать.
— По словам учредителей ВХА, билеты в среднем будут стоить 26 долларов.
— 26 долларов за билет — это недорого, поэтому дело может пойти. Вы же понимаете, что мы не говорим о лиге высокого качества.
— То есть полагаете, эта затея может и прогореть?
— Не уверен. Но думаю, что в преддверии локаута необходима какая-то альтернатива. Если серьезно поработать над организационными вопросами и внести какую-то ясность в ситуацию, тогда можно конкретнее рассуждать о целесообразности этой затеи.
— Что мы, собственно, и делаем. Это сенсационная новость для российских болельщиков, и мы пытаемся узнать подробности проекта…
— О том, что ВХА возрождается, я слышал еще летом. Знаю, что Бобби Халл хотел пообщаться со мной на эту тему, но пока у меня не было возможности. Мне самому интересно, как все это будет выглядеть. Масса вопросов, на которые нужно искать ответы.
— А чем вы будете заниматься во время локаута?
— Я уже все, доигрываю последний сезон.
— И какие дальнейшие планы?
— Хочу отдохнуть, прийти в себя. Потом оглянуться назад и уже тогда решить, чем заниматься дальше.
дословно
Александр Стеблин, президент ФХР.
– Никакого письма из офиса ВХА о создании в Канаде русского клуба мы не получали. Считаю эту затею полным бредом! Обсуждать даже теоретическую возможность создания такой команды не вижу смысла. Зачем ломать голову над проблемой, по которой не приняты официальные решения, и, скорее, всего, никогда приняты не будут.
Геннадий Величкин, генеральный директор ХК «Металлург» (Магнитогорск):
— Я занимаюсь реальными проектами, а не космическими, как в данном случае с созданием русского клуба за океаном. Считаю наш чемпионат куда более привлекательным, нежели в НХЛ, не говоря уже о существующей пока только на словах ВХА.
КАНАДСКИЙ ГОРОД N
Продолжаем выдвигать версии, какой канадский город, чье название в эксклюзивном интервью «Советскому спорту» отказался сообщить основатель Всемирной хоккейной ассоциации Алан Хоуэлл, согласился принять русский клуб. На недавнем собрании ВХА в Торонто было сообщено, что в ассоциацию согласились вступить команды из Торонто, Ванкувера, Гамильтона и Квебека (все — Канада). Стало известно, что клуб в Торонто будет называться «Торос», а на эмблеме изобразят грозного синего быка, у которого из ноздрей вырывается красное пламя. Интересно, что команда с таким названием уже существовала, и теперь она возрождается в рамках ВХА. Владелец компании по производству пиццы Джино Нальдини, который возглавляет группу инвесторов, заявил, что команда будет выступать во дворце «Скайдоум» и цены на билеты составят от 5 до 45 долларов. Это значительно ниже, чем в НХЛ. Нальдини ни слова не сказал про русский клуб, да и эмблема с названием явно не соответствуют русской идее. Получается, что мы имеем дело с задачкой уже с тремя неизвестными – Ванкувер, Гамильтон или Квебек. Правда, ВХА – лига растущая, и в любой день она может пополниться новым представителем.
ЧТО ТАКОЕ ВХА
Всемирная хоккейная ассоциация (ВХА) основана 1 ноября 1971 года. Отцы-создатели – адвокаты Деннис Мерфи и Гэри Дэвидсон, владельцы Американской баскетбольной ассоциации, написавшие свод законов лиги и создавшие для НХЛ сильного конкурента. К дате основания контракты с ВХА заключили более 70 игроков НХЛ, соблазнившихся высокими гонорарами. НХЛ подала на ВХА в суд, но проиграла дело. Изначально в ВХА было 12 клубов, в том числе «Эдмонтон Ойлерз», «Квебек Нордикс», «Виннипег Джетс», «Нью-Ингленд Уэйлерз» (потом – «Хартфорд»). Эти клубы после ликвидации ВХА вошли в состав НХЛ. Команды боролись за приз Авко (Авиационная корпорация Америки) – аналог Кубка Стэнли. Также вручались индивидуальные призы, например, имени Горди Хоу (самому ценному игроку). Любопытно, что в 1974-м приз завоевал сам Горди Хоу, выступавший в «Хьюстон Аэроз». Также в ВХА играли такие звезды, как Бобби Халл, Фрэнк Маховлич, Пол Хендерсон, Жак Плант. Там же начинал карьеру Уэйн Гретцки, который еще не получил прозвище «Великий». В 1974-м сборная Канады, составленная из игроков ВХА, провела серию из восьми матчей со сборной СССР. Но лига-новичок оказалась колоссом на глиняных ногах. Исчерпав финансовые ресурсы, ВХА прекратила существование в 1979 году.
В этом году предпринята попытка возродить лигу. Инициатором выступил Бобби Халл. На прошлой неделе в Торонто прошло очередное собрание руководителей ВХА. На нем еще раз было озвучено, что первый сезон начнется 26 декабря 2004 года. В ассоциации ориентировочно будут выступать 16 клубов – четыре из Канады и двенадцать из США.