Присягу не принимал, из автомата не стрелял
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ НХЛ
Как рассказал нашему корреспонденту в Колумбусе Николай Жердев, главной причиной его неожиданного отъезда в Америку стало то, что в ХК ЦСКА ему не давали играть. Жердев хочет расти как профессионал, а в «Колумбусе» ему доверяют. С Россией разрыва нет. Возможно, Николай примет участие в молодежном ЧМ-2004.
После матча «Колумбус» – «Анахайм» в раздевалке хозяев рядом со шкафчиком №13 собралась оживленная толпа журналистов, где каждый пытался занять местечко поближе к Жердеву. Мне это удалось сделать с превеликим трудом благодаря российской беззастенчивости вразрез американской скромности. Николай появился на публике в сопровождении своего агента Александра Тыжных, который на первых порах будет опекать хоккеиста. Тыжных же выступил в роли переводчика. Сам Жердев улыбался и выглядел счастливым, но сильно уставшим человеком. Первый вопрос, который задала американская тележурналистка, был о том, сбылась ли мечта Николая…
— В общем-то, сбылась. Но хотелось бы в дебютном матче забросить шайбу. У меня было несколько неплохих возможностей. Как минимум один хороший момент я не использовал.
— Нервничали перед игрой?
— Чуть-чуть, не особенно. Я еще не акклиматизировался, во втором периоде мне захотелось спать (смеется).
— Сложилось впечатление, что вы желали больше отдать передачу, чем самому забить гол…
— Да, я старался больше играть в пас. И в том моменте, когда был выход «2 в 1», я тоже сначала думал сделать передачу. Но защитник «Анахайма» упал, мне пришлось бросать.
— Вы себя комфортно чувствовали?
— Ну, еще не все привычно. Коробка маленькая — в России было больше ледового пространства. И еще я очень устал.
— Какое впечатление на вас произвели болельщики «Колумбуса»?
— Я видел на трибуне женщину с транспарантом «Добро пожаловать». Мне было очень приятно.
СДАЛИ НЕРВЫ
Когда англоговорящая пресса удалилась, я наконец-то получил возможность побеседовать с Жердевым и Тыжных на родном языке. Хоккеист и его агент охотно пошли на контакт. Казалось, они были рады возможности рассказать обо всем случившемся «Советскому спорту». Напрямую, от первого лица, вразрез всем слухам и кривотолкам, которые возникли вокруг отъезда Жердева за океан.
— Николай, почему вы так неожиданно улетели в Северную Америку?
— Все произошло из-за того, что в ЦСКА мне не давали играть. Я получал мало ледового времени. На многие матчи меня просто не ставили.
— С чем это было связано? Может быть, причиной послужил ваш контракт с клубом НХЛ?
— Я не знаю, мне просто не давали играть. Контракт, возможно, тоже был одной из причин. Меня перевели в пятое звено, не заявили на субботний матч с «Амуром», и тогда я самостоятельно принял решение уехать в НХЛ.
— О том, что ЦСКА намерен перевести вас в дочернюю команду, вы узнали до или после отъезда?
— Во время отъезда. Когда я узнал, что меня опять поставили в пятое звено, у меня просто сдали нервы.
— Вы о чем-то договаривались с руководством «Колумбуса»? Известно, что в Канаде вас встречал директор скаутов Дэн Бойд...
— Нет, до отъезда я с ними не контактировал и сообщил обо всем, когда уже был в пути.
— Вас выпустили с «Анахаймом» на лед в большинстве, что говорит о доверии со стороны тренера. В ЦСКА вы играли в неравных составах?
— Ну, надо вспомнить… Может быть, только в первом матче. Со стороны тренера «Колумбуса» ко мне было очень доверительное отношение.
— Вы были военнослужащим на момент отъезда?
— Нет.
— Вы принимали присягу?
— Нет.
— Вы держали в руках автомат? Находились хоть какое-то время на территории воинской части?
— Нет.
— Тогда почему руководство ХК ЦСКА заявляет, что вы – военнослужащий Российской армии?
— Я не знаю.
— Видели документы, свидетельствующие о том, что вы были призваны в ряды Российской армии?
— Без комментариев.
В разговор вступает Александр Тыжных:
— Дима, а вы помните ситуацию с Игорем Ларионовым, когда за него были подписаны документы?
— То есть вы считаете, что в ЦСКА с тех пор ничего не поменялось?
— Ну, изменения в лучшую сторону, конечно же, есть…
АРМИИ НЕ БОЯЛСЯ
— Николай, в прессе Колумбуса часто проводили параллели между вашим делом и ситуацией, сложившейся со Станиславом Чистовым и Александром Свитовым, когда те два года назад были отправлены в воинскую часть под Омском. Вы опасались, что с вами может произойти подобное?
— Нет, этого я не боялся.
Тыжных:
— Я не думаю, что дело зашло бы так далеко. Хотя подобный вариант развития событий исключать было нельзя.
— Александр, когда вы узнали, что Николай решил уехать?
— В полвосьмого утра, когда Коля мне позвонил и сказал: «Все, с меня хватит, я беру билет и уезжаю». Пришлось его встречать уже в Оттаве и вместе с ним ехать в Колумбус.
— Являлось ли одной из причин отъезда то, что Жердева могли отправить в воинскую часть?
— Тоже без комментариев. Мы не хотим раздувать конфликт и обсуждать эту тему. Николай приехал в Америку, чтобы играть в хоккей. Причиной отъезда стали не деньги. У Жердева была хорошая зарплата в России. Евгений Гинер создал ему нормальные материальные условия. Главная же причина – профессиональный рост хоккеиста. Николай хотел играть в ЦСКА, мы говорили об этом. Но у Тихонова, возможно, были другие планы на этот счет. Можно только гадать на кофейной гуще, почему его игровое время было урезано до минимума. Николай принял решение спонтанно, но он руководствовался желанием играть в хоккей. Он – мужик и посчитал, что так будет лучше для его спортивной карьеры. Жердев сделал очень трудный шаг. Я надеюсь, что руководство ЦСКА и ФХР правильно поймет, что и у молодого парня есть право выбора в этой жизни. Смотрите на вещи разумно и нормально. Каждый имеет такое право, и Николай принял свое решение.
УМНЫЕ ВСЕ ПОЙМУТ
— Но ведь в «Колумбусе» его тоже не очень-то подняли в командной иерархии. Только третье звено!
— Мы вообще не думали, что Коля будет играть! Приехали в команду – у него все абсолютно новое: перчатки, форма! С утра на тренировку, а вечером — официальный матч! Николай вообще пять дней не тренировался, а адаптироваться к новому месту всегда тяжело.
— Вы были уверены, что в «Колумбусе» у Жердева получится проявить себя?
— Думаю, здесь ему дадут такую возможность. Его же не бросают спасать команду. И тренер, и игроки относятся к новичку доброжелательно, с пониманием. Американцы — отзывчивые люди, они уже помогают Коле встать на ноги. Николай сделал очень серьезный шаг, и мы будем защищать его интересы, где бы то ни было – в суде, трибунале, арбитраже. Он приехал сюда, чтобы защитить свое право играть в хоккей. Это не был побег из российской сборной. Мы созванивались с ФХР. «Колумбус» дает «добро», и, вероятно, Николай примет участие в молодежном чемпионате мира в Финляндии.
— Николай, вы не боитесь после всего этого ехать в сборную?
— Нет, конечно! Чего мне бояться?
Стоявший неподалеку пресс-атташе «Жакетов» наконец-то улучил момент и прервал нашу беседу, попросив дать возможность журналисту местной газеты задать несколько вопросов. После того как тот узнал, что в Москве уже шесть часов утра, Николай очень устал и хочет спать, я поинтересовался, играл ли когда-нибудь наш герой в три часа ночи.
— В полночь играли в хоккей. В Канаде, когда были с молодежной сборной на первенстве мира.
— Вы не опасались силового стиля, который принят в НХЛ?
— Вообще-то об этом не думал. Ведь всех игроков ломают. От борьбы у бортов не уходил.
По ходу беседы Николай трижды просил передать привет всем ребятам- армейцам и просто тем, кто его знает. У него все хорошо. Действительно, все очень хорошо, если во время нашего долгого разговора с его лица не сходила радостная улыбка. Так что всем привет. Три раза. От победителя. Ведь вчера Николай Жердев одержал свою первую победу в НХЛ и отдал ради нее все силы. Может, поэтому он выглядел таким счастливым?
Как сказал напоследок Александр Тыжных, умные люди все поймут. Те, кто знает ситуацию и знаком с Николаем, нормально отнеслись к его поступку.
дословно
— В законе РФ о воинской обязанности сказано: если человек не принимал присягу, то не считается военнослужащим. В этом случае при нарушении им устава военная прокуратура не может возбудить уголовное дело.
Мурат Мамуладзе, комендант ЦСКА