Юрзинов отказался менять Береснева
ХОККЕЙ
Никто уже не считает наставников-легионеров в клубах суперлиги диковинной редкостью. Но все же до октября специалистов вербовали в основном в Чехии. И вот первая прибалтийская ласточка! Леонид Береснев, ранее тренировавший сборную Латвии, весьма, кстати, неудобного соперника для команды России, возглавил «Амур», сменив у штурвала хабаровчан Андрея Пятанова.
– Леонид Аркадьевич, а вы сами считаете себя легионером, ведь родились в России, играть в хоккей начали в «Олимпии» Кирово-Чепецка?
– Сейчас – да, считаю. Ведь я гражданин Латвии, основные годы карьеры пришлись на рижское «Динамо», где отыграл 10 лет. Когда пришла пора служить в армии, меня пригласил хабаровский СКА. Но я выбрал другую сторону света. Год провел в минском «Динамо», которое в ту пору считалось фарм-клубом московского. Затем перебрался в Ригу. Это был 1978 год. Разминулся с Виктором Тихоновым на один сезон. Он как раз перешел с поста наставника рижского «Динамо» в ЦСКА. И тренером я до «Амура» работал только в Латвии. В 1993 году начал заниматься с юношескими командами, затем с молодежными. В 1995-м вошел в тренерский штаб национальной сборной, которой тогда руководил Грабовский. А еще через год мне предложили ее возглавить.
– Россиянину получить латвийское гражданство ведь непросто?
– Мне его предоставили за особые заслуги перед латвийской республикой. Все хоккеисты сборной этой страны и я как главный тренер получили латвийское гражданство в 1996 году за выход в группу «А» чемпионата мира.
– Где вы соперничали, в частности, со сборной России?
– Да, был один очень драматичный матч на ЧМ-98 в Швейцарии. К сожалению, мы проиграли. Поначалу уступали 0:4. Но в третьем периоде сократили разрыв до 5:6! В конце игры я снял голкипера, и латыши имели благоприятные моменты, чтобы свести матч вничью. Но за несколько секунд до сирены россиянин Скопинцев выбросил шайбу из своей зоны. Она летела мимо, как вдруг встала на ребро, сменила курс и закатилась в наши незащищенные ворота! В итоге 5:7. Латвийская сборная тогда вообще неплохо выступала против сильных соперников. Мы имели в активе ничью с канадцами – 3:3, даже вели по ходу 3:1. Это уже на чемпионате мира-97 в Финляндии. Также вничью сыграли со шведами. Тогда же в Финляндии победили в последнем матче словаков, заняли 7-е место (высший результат для Латвии. – Прим. Д. П.).
– Как сейчас обстоят дела с хоккеем в Латвии?
– Раньше было лучше. В эпоху рижского «Динамо» на эту команду молились. Сейчас хоккей переживает трудные времена. С Россией не сравнить. В Латвии всего три профессиональных клуба. А до недавнего времени был один – «Металлург» из Лиепаи. Теперь еще появились «Рига» и СКА. Есть и любительские команды. К примеру, «Вилки» (по-русски «Волки»), где играют ветераны рижского «Динамо». Эту команду полностью содержит Озолиньш.
– Рижское «Динамо» долгое время возглавлял Владимир Юрзинов. Ощущаете себя его воспитанником?
– Конечно, ведь я играл под его началом 7 лет. Скажу больше, он и руководить сборной мне помогал. Два года был консультантом команды. Приезжал на все чемпионаты мира. Если уж открывать все карты, то после выхода национальной команды в группу «А» руководители федерации хоккея Латвии предложили место главного тренера Юрзинову. У меня не было опыта международных выступлений на столь высоком уровне. Он долго думал, но отказался. Однако согласился помогать советом.
– Почему сейчас решили перебраться в Россию?
– Мечтал об этом давно. Уровень суперлиги очень высок. Работать здесь и интересно, и почетно. Даже не верилось, что из латвийской команды можно так просто перейти в российскую. Потому звонок в начале сентября был для меня неожиданным. Сразу я был не готов к ответу. Но, поразмыслив месяц, решился. Хотя знал, что принимать команду, которую формировал и готовил к сезону другой тренер, очень непросто. А тут еще знатоки статистики мне сказали, что октябрь – месяц для «Амура» традиционно неудачный. Надеюсь на ноябрьский перерыв в чемпионате, чтобы в спокойной обстановке донести до команды свои взгляды на игру.