Вагон с тележкой - столько сил у новичка ЦСКА
ВОЗВРАЩЕНЕЦ
Евгений Наместников уезжал за океан из страны очередей, дефицита и прочих неудобств. Уезжал, успев побывать самым молодым капитаном в славной истории ЦСКА. Ситуация в армейском клубе начала 90-х, как в зеркале, отражала все невзгоды развалившейся супердержавы. Но вот спустя 10 лет Евгений снова выходит на лед в свитере ЦСКА.
СТРЕЛЯЛИ НА БЕНЗИН
– Евгений, правда ли, что игрокам ЦСКА времен постперестройки приходилось стрелять друг у друга деньги на бензин?
– Да что вы, какой бензин? Машины-то были у двоих-троих игроков. А в целом правильно. Ситуация складывалась почти катастрофическая. Но ведь выплыли же как-то! Знаете, если бы все не было так плохо, я и не уехал бы так быстро за океан. Поиграл бы еще пару сезонов в России, набрался бы опыта.
– Вернемся к вашему приходу в армейский клуб. Все ведущие игроки ведь к тому времени покинули ЦСКА…
– Да. Павел Буре, Андрей Коваленко, Владимир Константинов, Сергей Зубов, Владимир Малахов, Вячеслав Буцаев уже уехали. Но осталась перспективная молодежь, ведомая опытными тренерами. Может, этот отъезд даже имел и некоторые плюсы. По крайней мере, младшему поколению представился отличный шанс проявить себя.
– Знали, что оказались самым молодым капитаном команды Боброва, Фирсова, Михайлова, Фетисова?
– Конечно, знал. Капитаном меня назначил тренерский штаб, никакой сходки игроков не было (смеется). Что почувствовал? Громадную ответственность перед зрителями и перед партнерами. Но страха не было. Некоторых, знаю, капитанство меняет. Я же остался таким, каким был всегда.
ЗАОКЕАНСКИЕ КАЧЕЛИ
– В своем дебютном сезоне за «Ванкувер» вы сыграли лишь 17 матчей…
– Да, сначала оказался в фарм-клубе «Кэнакс». Провел примерно 20 матчей, вызвали в основной состав «Ванкувера». Пару матчей за основу – опять в фарм. Так и кидали туда-сюда весь сезон, да и всю последующую заокеанскую карьеру. Но так уж там все устроено: либо ты на три головы выше доморощенных хоккеистов, то бишь – суперзвезда, либо ждешь своего часа в фарм-клубе. Тем не менее я не жалею о годах, проведенных за океаном. Прежде всего потому, что в Северной Америке было комфортно моей семье. Сыну сейчас 10 лет, и он рвется туда, у него там много друзей осталось. Жена тоже. Я почувствовал, что такое профессиональное отношение к хоккею и к игрокам.
– Сын играет?
– Да, тренируется в Воскресенске.
– Почему вы вернулись, если семье за океаном было столь комфортно?
– Возраст, да и надоели уже, честно признаться, эти шатания из фарм-клубов в основу и обратно. К тому же предложение, поступившее из «Лады», было очень хорошим. Сели с семьей, подумали и решили, что надо возвращаться.
– Отчего же тогда не остались в Тольятти, а через сезон предпочли «Ак Барс»?
– Не договорились с руководством «Лады», так сказать, самую малость. А казанцы тут же предложили то, что я хотел.
– Что помешало «барсам» шагнуть в прошлом сезоне выше четвертьфинала плей-офф?
– Думается, тренерская чехарда, затеянная посреди сезона. Что-то сломалось в механизме команды.
– Что повлияло на ваш уход из «Ак Барса»?
– Еще до назначения главным тренером Владимира Вуйтека руководство собрало всех хоккеистов, у которых заканчивались контракты. Среди них был и я. Нас поблагодарили за сезон и сказали: «До свидания».
– Обидно было?
– Нет. Выслушал это решение с улыбкой, поскольку уже тогда имел предложение от ЦСКА. Помимо всего прочего, переезд в Москву позволит мне больше времени проводить с семьей, которую я в прошлом сезоне почти не видел. Сына пора начать воспитывать (смеется).
БУДЕМ КУСАТЬСЯ
– После того как Вуйтек возглавил «Ак Барс», он предпринял попытки вернуть некоторых хоккеистов, с которыми прежнее руководство к тому времени распрощалось. Вы были в их числе?
– Да, читал в прессе, по-моему, в вашей газете, о том, что Вуйтек интересовался моей персоной. Но до контактов дело так и не дошло.
– Какое влияние оказал на вас бессменный более четверти века рулевой ЦСКА Виктор Тихонов?
– Я оказался в армейском клубе в 20 лет. Впитывал знания, как губка. Думаю, что на счастье я оказался в этот момент у Тихонова. Он и сделал из меня игрока.
– Какой получилась встреча после столь долгой разлуки?
– Очень трогательной. Совпало так, что я подписывал контракт с ЦСКА 4 июня как раз в день рождения Виктора Васильевича. Тепло его поприветствовал и поздравил заодно.
– По сравнению с прошлым сезоном ЦСКА заметно укрепился. Каковы, на ваш взгляд, шансы команды в чемпионате?
– Я рад, что вы отметили усиление ЦСКА. Ребята очень стараются. Позади сбор в Финляндии. Он получился очень тяжелым, но все выдержали его с честью. Знаю, что многие заранее видят нас в восьмерке. Но одно дело видеть, а сделать-то предстоит игрокам. И сделать многое. Для начала выйти в плей-офф. А потом – будем кусаться. И лезть выше (смеется).
– В связи с тем, что сборную вновь возглавил Тихонов, не считаете, что у вас появились шансы вернуться в главную команду?
– Сейчас для меня на первом месте – клуб. О привлечении меня в сборную пусть думают тренеры. Если позовут, почему нет? Силы-то есть. Вагон и маленькая тележка (смеется).
КСТАТИ
Все матчи Евгения Наместникова за сборную страны пришлись на время его выступлений в ЦСКА.