Бурная жизнь юного миллионера
НХЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
20-летний форвард «Атланты» Илья Ковальчук провел отличный сезон, став лучшим российским снайпером лиги. В первых матчах на ЧМ-2003 Илья буквально летал по льду и забил несколько эффектных голов. Но вторую часть турнира россияне провалили. Как признается Ковальчук, о поездке в Финляндию его спрашивают не только репортеры, но и люди на улице.
Мы встретились с Ковальчуком в одном из уютных ресторанчиков на Кутузовском проспекте. Илья прикатил на встречу на новеньком «Мерседесе». Бейсболка козырьком назад, белая футболка с огромными буквами «СССР» во всю спину. Умный, веселый и не по годам рассудительный парень. Таких порой называют «находка для журналиста».
ВСТРЕЧА С ТИХОНОВЫМ
— Илья, как оцениваете минувший сезон?
— Неплохо, все-таки 38 голов забил. Самая памятная шайба? Наверное, в матче с «Питсбургом», когда я в овертайме вышел один на один с вратарем и бросил ему в «домик»... Сезон мог сложиться лучше. В феврале у меня был игровой спад. Но что есть, то есть. В принципе, я доволен – за этот год здорово прибавил в мастерстве.
— По ходу чемпионата вы один день даже возглавляли список лучших снайперов лиги!
— Да? Я этот момент не уловил, поэтому порадоваться не успел. Шайбы надо считать в конце сезона. Вспомните, Милан Гейдук, который выиграл спор снайперов (50 голов. – Прим. П.Л.), весь год шел во второй десятке и только на финише прибавил. За что и получил «Морис Ришар Трофи» — приз лучшему снайперу лиги. Считаю этот трофей самым ценным из всех индивидуальных наград и очень надеюсь его когда-нибудь выиграть.
— Понравился финал плей-офф?
— «Нью-Джерси» и «Анахайм» играли строго от обороны, но этот тактически грамотный хоккей смотреть было интересно. «Утки» совершили несколько ключевых обменов, получив Адама Оутса, Роба Нидермайера, Петра Сикору, поэтому и взлетели так высоко. А как здорово играл в плей-офф голкипер Жан-Себастьян Жигер! В минувшем сезоне мы встречались с «Анахаймом» два раза – дома проиграли, а в гостях одержали победу. Надо сказать, что в тех матчах Жигер ничего выдающегося не показал. Наверное, копил силы для кубковых боев (смеется).
— Какие впечатления от ЧМ-2003?
— Задачу мы не выполнили. Ехали за золотом, а вылетели в четвертьфинале. В группе играли хорошо. Видимо, дали себе слабину, поэтому не смогли собраться на решающие матчи. Первые пять дней у ребят было замечательное настроение! А потом пошли поражения – от шведов, канадцев… А как мы умудрились проиграть латышам?!
— Знаете, что Владимир Плющев стал вице-президентом «Спартака»?
— От вас узнал, спасибо. У нас с Владимиром Анатольевичем прекрасные отношения. Рад, что он перешел в мой родной клуб. После этого назначения с Плющевым еще не общался, но обязательно скоро увижусь.
— А как отнеслись к тому, что новым тренером сборной стал Виктор Тихонов?
— Отлично! Но мне сложно давать комментарии – Тихонова же выбрал тренерский совет. Мое дело – играть в хоккей при любом наставнике. Недавно я заезжал в ЦСКА, виделся с Тихоновым. Обстоятельного разговора не было, но Виктор Васильевич сказал, что на меня рассчитывает. Мол, пора уже настраиваться на новый чемпионат мира и выиграть для России золотые медали.
«ЭТО» ПО-АМЕРИКАНСКИ
— Кто самый популярный спортсмен Атланты? Случайно не Ковальчук?
— Нет, бейсболист Чиппер Джонс. В городе обожают своих «Смельчаков», они идут на первом месте в дивизионе. А так в Атланте есть и баскетбол («Хоукс»), и американский футбол («Фалконс»). Хоккейная команда существует с 1997 года, но уже имеет приличную популярность среди болельщиков. Мы завоевываем свое место под солнцем.
— Кстати, у вас с фанатами курьезные случаи были?
— Скорее, с фанатками. Одна девушка как-то принесла на стадион плакатик следующего содержания: «Илья, давай я тебе покажу, как это делается по-американски!» Она после игры пыталась через знакомых мне что-то передать, но я сказал, что не надо (смеется).
— Что чувствует простой парень, который заработал свой первый миллион долларов?
— Ничего особенного. Мой мир не перевернулся. Другое дело, что теперь я могу себе больше позволить – например, купить родителям квартиру в Твери. Или приобрести новую машину – теперь у меня «Мерседес SL». Но я деньгами направо-налево не сорю, да и не коплю их особо – у меня относительно небольшие расходы.
— Не привыкли заходить в музыкальный магазин и скупать по 20—30 компакт-дисков?
— Не могу назвать себя меломаном. Бывает, куплю диска три-четыре. В основном рэп. Ищу новинки в Атланте или друзья из Нью-Йорка что-то присылают. Видео? Практически не покупаю. Если выходит голливудский блокбастер, иду в кинотеатр. Так, на днях смотрел «Терминатор-3». Интересная сказка, что и говорить. Классные съемки, да и Арнольд Шварценеггер в порядке. Но я фантастику не люблю.
— Какое у вас было самое интересное знакомство в Америке?
— Мы играли с «Торонто», а на следующий день на нашей арене должны были выступать баскетболисты – «Хоукс» против «Лейкерс». Так вот, после матча я встретил в тренажерном зале… Шакила О’Нила и Коби Брайанта. Познакомился с Шакилом – здоровенная «рама»! Много не общались: я Шаку задаю вопрос на английском, а он мне на таком жутком сленге отвечает, что сложно понять.
— А в вашей коллекции есть рэп-альбом О’Нила?
— Нет, такой рэп я не слушаю (смеется).
ДАЙВИНГ НЕ ЛЮБЛЮ
— У вас много друзей?
— Знакомых хватает, а друзей… Их не может быть много. Самый близкий – Игорь Князев, с которым я в «Спартаке» выступал. Его недавно из «Каролины» в «Финикс» обменяли. Если раньше мы практически рядом жили, то теперь Игорь оказался в Аризоне, на западе США. Общаться будет сложнее.
— В жизни вы такой же вспыльчивый, как на площадке?
— Наоборот, более рассудительный. Хоккей – эмоциональный вид спорта. Бывает, что сцеплюсь с кем-то или словечко нехорошее вылетит. А в быту меня трудно вывести из себя.
— Вас часто сравнивают с Павлом Буре. У «Русской ракеты» в «Ванкувере» был друг-тафгай Оджик. У вас в «Атланте» — Оджерс…
— Забавное совпадение. Оджерс – классный мужик, с ним приятно общаться. На выезде мы теперь вместе живем — нас с Дэни расселили, чтобы много не хулиганили (смеется). Правда, с Оджерсом на этот год пока не продлили контракт. А так мне больше запомнился тафгай Дарси Хордичук, который недавно во «Флориду» перешел. Немного сумасшедший паренек – бегал по площадке, крушил всех подряд. Ко мне приставал: давай, Кови, я тебя драться научу. Показывал всякие приемы.
— Не хотели прыгнуть с парашютом?
— Есть такая мысль, вот только собраться пока не могу. Да и по контракту мне запрещается. Поэтому если и прыгну, то только когда повешу коньки на гвоздь. Значит, не скоро.
— А заняться дайвингом?
— Уже пробовал, когда отдыхал в Египте. Честно говоря, не понравилось. Под водой очень красиво, без вопросов. Но у меня полопались капилляры вокруг глаз, потому что соленая вода в маску попадала. Нырять больше не хочу (смеется).
— Кстати, в НХЛ тоже есть термин «дайвинг» — когда игрок симулирует нарушение правил, падая на лед. Что скажете тем людям, которые иногда вас обвиняют в дайвинге?
— Выдумывать не надо, вот что скажу. Если я падаю на лед, то по делу. Или силовой прием был мощным, или ноги в конце матча «подсели». Конечно, в НХЛ бывают симуляции, но я этим не занимаюсь.
МОЙ РЕКОРД – 260 КМ/Ч
— Какой у вас рекорд по игровому времени?
— Однажды мы встречались с «Нэшвиллом» и я провел на площадке 32 минуты. Игра у меня шла, вот тренер и выпускал на лед. Забил гол, вроде бы отдал передачу, а «Атланта» победила в овертайме.
— В игре часто бьют?
— Да, особенно в матчах против «Филадельфии» и «Рейнджерс». Если соперник хочет вывести тебя из равновесия, он обычно не церемонится. Я стараюсь не отвечать ударом на удар, а наказываю грубиянов забитыми голами… Зато после матча все тело в синяках. Не стесняются бить даже по рукам. Но если сравнивать, в Суперлиге играют гораздо грязнее! Тем более в НХЛ недавно изменили правила, и судьи борются с подсечками и зацепами.
— Ваш агент Андрей Бельмач сказал, что на время локаута мечтает создать в ЦСКА тройку из своих клиентов: Станислав Чистов, Александр Свитов, Илья Ковальчук. Неужели вы не будете играть за «Спартак»?
— Ну, еще рано о локауте говорить – целый сезон впереди. Но если «Спартак» вернется в Суперлигу, наверняка буду играть за красно-белых. Ведь мне принимать окончательное решение.
— Сильно отличается ГИБДД от дорожной полиции Америки?
— Конечно! Здесь бывает, что увидят знакомую фамилию и отпускают. По такому делу я в машине всегда вожу свои хоккейные карточки (смеется). Там подобное реже проходит. Но слухи о том, что в Америке сразу руки на руль, водительское удостоверение в зубы – ерунда полная! Там тоже часто отпускают, если объяснишь, что на тренировку опаздываешь.
— Часто лихачите?
— Однажды ехал в Тверь и на ленинградской трассе выжал из машины 260 км/ч! Но это эксперимента ради, потом скорость сбавил. Да, мне нравится быстро ездить. Но в авантюру на дороге не полезу.
— Как узнали об аварии Игоря Григоренко?
— Мне об этом сказала Динара, пресс-атташе «Спартака». Я в шоке был – ведь недавно играли с Игорьком на чемпионате мира в одной тройке! Слава богу, он пошел на поправку. Говорят, в этом сезоне имеет шанс вернуться на лед. Я с Игорем не созванивался, но очень за него переживал. Не хотел тревожить, ведь даже в палату только родителей пускали. Да и с голосом у него проблема – во время операции надрезали гортань.
— Кто входит в вашу команду? Имею в виду не «Атланту», а личный штат.
— Агент, а также PR-менеджер, который помогает составить график интервью и встреч. Адвокат? Он есть в агентской фирме. Одежда? Все покупаю сам, когда хожу по магазинам.
— Хорошо проводите лето?
— С Вячеславом Козловым ездил в Тверь к родителям. Отдыхал в Турции. Может быть, вырвусь на недельку в Швейцарию или на юг Франции. С 15 июля буду тренироваться вместе со спартаковцами. А в конце августа ожидается поездка в Индонезию, где буду принимать участие в съемках знаменитой игры «Форт Баярд»!
Можно отдыхать и в Атланте. Кстати, там хватает русских центров. Дискотека мне не понравилась. Зато в русском ресторане кормят так, что пальчики оближешь. А на американский танцпол мы ходим с Дэни Хитли.
— То есть две молодые звезды НХЛ приходят в обычную дискотеку? А вас фанаты на кусочки не рвут?
— Мы не такие рисковые ребята (смеется). Сидим в VIP-зале, слушаем музыку, болтаем на разные темы.
КАКОЙ ДИАМЕТР У ШАЙБЫ?
— Как учились в школе?
— По поведению у меня был стабильный «неуд» (смеется). Когда вызывали к доске и ставили двойку, я не мог спокойно сесть на место. Обязательно надо было довести учительницу до белого каления, чтобы она написала докладную директору. Я не был главным заводилой в классе, но умел поддерживать веселье.
У меня в аттестате всего две тройки. Одна – по английскому языку. Но на тех уроках лучше было не появляться: пришел – «два», прогулял – «Н», то есть не был. Вторая тройка – по русскому с литературой. Тут тоже были проблемы с учительницей, которая почему-то ревностно относилась к тому, что я играл за «Спартак», а не за «Тверь». А уж когда москвичи обыграли местных юниоров со счетом то ли 12:0, то ли 15:1, на меня вообще взъелись. Представляете, даже из школы хотели выгнать!
Я, кстати, в школе с выпускного вечера не был. Уже три года. Обещал приехать этим летом, но не смог выбраться. Обещаю, что обязательно зайду.
— Планируете получить высшее образование?
— Я уже перешел на четвертый курс Академии физической культуры. Специальность, разумеется, «хоккей». Учеба идет легко, правда, летом много зачетов. Бывает, по две-три недели подряд в институт езжу. Однажды засыпался, когда меня попросили назвать диаметр шайбы и размер ворот. Зато теперь знаю эти цифры назубок (смеется)! Еще год, и буду защищать диплом.
ДЕТИ КОВАЛЬЧУКА
— Как вы относитесь к славе? Не Славе Козлову, а к вашей популярности, которая растет в России с каждым месяцем?
— Стараюсь не обращать на это внимания. Мое дело – хорошо играть в хоккей, а остальное приложится. Не думаю, что я стал звездой. Да, играю в НХЛ, но там выступает еще 60—70 наших ребят.
— Занимаетесь благотворительностью?
— Планирую привезти детскую команду из Твери на Кубок «Спартака». Походим с ребятами по «Сокольникам», познакомимся с энхаэловцами. В Атланте я занимаюсь с детьми, больными раком или кому была сделана операция на сердце. Программа называется «Кови Кидс», то есть детишки Ковальчука. Вместе играем в боулинг, на игровых автоматах.
— В казино заходите?
— Только когда приезжаю в Канаду, где в такие развлекательные заведения пускают с 18 лет. А вот в США – с 21 года. Люблю играть в блэк-джек. В Монреале и Калгари выигрывал по 3,5 тысячи долларов. Удивительно, что я пока остаюсь в плюсе. Новичкам везет (смеется).
— Хоккеисты едят все подряд?
— У меня нет склонности к полноте, поэтому да. Правда, в прошлом году, когда я получил травму плеча и не тренировался, немного распух. А потом встал на коньки и сразу согнал вес. Как отношусь к фаст-фуду? Знаете, неплохо. Бывает, еду на утреннюю тренировку и заезжаю в «Макдоналдс». Это удобно.
Сам могу яичницу пожарить, сосиски отварить, пельмени в кипящую воду бросить (смеется). Мое фирменное блюдо – шарлотка с яблоками. Когда был школьником, то делал этот пирог к возвращению родителей с работы.
— С вами девушки на улице знакомятся?
— Бывает и такое (смеется). Но у меня нет, как говорят в Америке, герлфренд. Подружек хватает, однако завязывать долгие отношения или жениться… Рано еще, мне ведь 20 лет. Все только начинается!
— Какой вопрос вам задают чаще всего?
— Почему неудачно выступили на чемпионате мира. Причем спрашивают не только журналисты, но и люди на улице. За нашу сборную вся страна переживала. Обидно, что так неудачно выступили. Обещаю, что приложу все силы и сделаю все зависящее от меня, чтобы выиграть золото для России уже в следующем году.
НАША СПРАВКА
Илья КОВАЛЬЧУК
Правый крайний форвард. Родился 15 апреля 1983 года в Твери. 188 см, 104 кг. Чемпион мира среди юниоров 2001 года, бронзовый призер ЗОИ-2002. Выбран «Атлантой» на драфте новичков-2001 под первым номером (уникальный случай в истории российского хоккея). С 2001 года выступает в «Атланте». Лучший игрок матча «Молодых звезд»-2001/02 (6 голов). Второй в голосовании на «Колдер Трофи»-2001/02 (приз новичку сезона) после Дэни Хитли. В НХЛ провел 146 матчей, набрал 118 (67+51) очков. Зарплата в сезоне-2002/03 — 1 130 000 долларов (без учета бонусов). Не женат.
БАЙКА ОТ КОВАЛЬЧУКА
Однажды я опоздал на урок, и учительница физики Ольга Львовна сказала: «Так, Ковальчук, или за дверь, или пой песню». Ну, я и затянул знаменитый хулиганский шлягер: «Мама сшила мне штаны из березовой коры…» Ребята от смеха чуть под парты не попадали.