Фирма АББ строить и жить помогает
По инициативе одного из руководителей хоккейного клуба «Спартак» Гелани Товбулатова в подмосковном городе Мытищи началось строительство уникального спортивно-развлекательного комплекса. Главный подрядчик — российская компания БСК, а проектную документацию разработали финская фирма АББ и шведская компания «Скания». Дочернюю фирму АББ, которая появилась в России два года назад, возглавляет Василий Гнедов, а техническим директором является финн Хеймо Леппянен, с которым беседовал наш корреспондент Степан ЛАВРУК.
— Надо полагать, сотрудничество с вами хоккейного клуба «Спартак» не случайно?
— Нет, конечно. Масштабы фирмы АББ впечатляющие. Ведь мы работаем в 100 с лишним странах, в том числе и в России. Причем сотрудничаем не только с российскими предприятиями, но и с такими известными во всем мире фирмами, как «Макдоналдс», «Икея». Лично я уже пятый год занимаюсь спортивными аренами и имею прямое отношение к строительству ледовых дворцов в Хельсинки, Таллине, Гамбурге, Санкт-Петербурге и Ярославле, которые оборудованы по последнему слову техники. О высоком качестве построенных нашей фирмой объектов можно судить, например, по многочисленным отзывам участников и зрителей двух чемпионатов мира по хоккею, которые прошли в Финляндии в последние 5 лет.
— А в чем выражается ваше сотрудничество со «Спартаком»? Что намерены построить прославленному клубу?
— Наш новый проект – это в первую очередь инициатива одного из руководителей «Спартака» господина Товбулатова, который предложил нам участвовать в строительстве уникального спортивно-развлекательного комплексов в городах Мытищи и Сочи, а в дальнейшие планы входит также реконструкция дворца спорта «Сокольники».
Мы проектируем и строим не только крупные спортсооружения, но и небольшие ледовые дворцы, заменяя в частности катки, построенные 20–30 лет назад и, следовательно, давно устаревшие, не отвечающие современным требованиям. В Финляндии, например, сейчас функционируют 200 катков с искусственным льдом, причем половина из них вступила в строй в последние 5–7 лет. Наша гордость — «Хартвалл Арена» в Хельсинки построена, между прочим, за 12 месяцев. Но есть и много небольших муниципальных ледовых площадок. А если учесть, что в Финляндии только 5 миллионов жителей, то получится, что на одном катке в среднем могут заниматься 25 тысяч человек. Для сравнения скажу, что такой же высокий показатель только в Канаде. В Швеции, правда, катков в два раза больше, чем у нас, но и население там 1 миллион человек. Что касается арены в Мытищах, то это будет единственный в Европе спортивно-развлекательный комплекс, который будет размещен на территории в 10 гектаров, и вмещать он будет в зависимости от мероприятий от 7 тысяч до 9 тысяч зрителей. Одно уточнение: строительством в Мытищах занимается российская компания БСК, но всю проектную документацию подготовили мы совместно со шведской компанией «Скания».
— В Москве в последнее время чуть ли не в каждом районе построили небольшие ледовые дворцы. Ваша фирма принимала в этом участие?
— Увы, нет. Хотя 5 лет назад у нас был договор с руководителями Москвы и мы даже успели принять участие в проектировании и поставке оборудования. Но все карты нам перепутал дефолт.
— Фирма АББ строит почти в 100 государствах. На ваш взгляд, в чем российский рынок отличается от рынка в других странах?
— Мне трудно судить об этом. Сравнивать. Хотя отличия, безусловно, есть. На мой взгляд, в России, например, принято больше рассчитывать не на инициативу снизу, а на помощь сверху. В Финляндии чаще всего вопросы о строительстве больших катков в первую очередь поднимают жители региона, которые оказывают давление на свои муниципалитеты, и дальше все продвигается по дистанциям. В вашей стране, насколько мне известно, с инициативой простых людей редко считаются: либо ее вообще нет — гаражи нужнее катков, либо она блокируется чиновниками на разных уровнях.
Больших дворцов спорта, в которых проводятся крупные соревнования, в России вроде бы хватает. Но они явно устарели, причем это касается как холодильных установок и, следовательно, низкого качества льда, так и неудобств для зрителей — в нормальных условиях даже пива не попьешь. Так что вопрос о строительстве современных арен у вас назрел давно. Но его могут решить только руководители городов. В провинции, где в отличие от Москвы в городе есть только один клуб, эта проблема представляется не такой сложной, как в столице, — помимо заинтересованности городских властей, у каждой команды есть богатые спонсоры. И московским клубам в том чисел и «Спартаку» в вопросах финансирования сложно конкурировать с командами, имеющими таких мощных спонсоров, как металлургические комбинаты, автомобильные заводы, железная дорога.
Приезд в Россию зарубежных хоккеистов — верное свидетельство крепкого финансового фундамента ведущих клубов, а легионеры в свою очередь повышают интерес к хоккею в вашей стране. Но, как каждая медаль, приглашение сильных игроков из-за границы имеет и оборотную сторону: маленькие катки, вмещающие до 5 тысяч зрителей, давно не могут удовлетворить спрос любителей хоккея. Тем не менее руководители многих богатых клубов предпочитают тратить деньги на покупку легионеров, а не на строительство ледовых дворцов. Исключение — Санкт-Петербург и Ярославль, где фирма АББ сдала под ключ спортсооружения, отвечающие всем современным требованиям – начиная с качества льда и кончая просторными залами и вестибюлями.
По этому пути намерен пойти и вице-президент «Спартака» господин Товбулатов, который при поддержке руководителей Московской области приступил к строительству современного спортивно-развлекательного комплекса в Мытищах, в котором можно будет не только проводить соревнования по хоккею, фигурному катанию, баскетболу, но и устраивать выставки, концерты, демонстрировать кинофильмы.
— Вы упомянули и дворец спорта «Сокольники», где базируется «Спартак». Уточните, что вы имели в виду?
— Будущее этого катка пока неизвестно — то ли он будет перереконструирован, то ли сломан, и на этом месте будет построена новая арена. В любом случае, каток «Сокольники» давно нуждается в обновлении. А вот когда это произойдет, будет зависеть не только от господина Товбулатова — важно, какую позицию займет мер Москвы, его помощники, руководители российского спорта.
— Кстати, вы знаете о том, что министром спорта у нас стал прославленный хоккеист, экс-капитан сборной России и ЦСКА, игрок НХЛ, многократный чемпион Олимпийских игр, мира, СССР, обладатель Кубка Стэнли Вячеслав Фетисов. На ваш взгляд, как это отразится на российском спорте в целом и на хоккее в частности?
— Несомненно, положительно. Большой специалист своего дела, а именно таким я считаю Фетисова, он не может не принести пользу в хорошо знакомой ему области, будь то наука, техника, строительство, спорт. Именно таким специалистом проявил себя Фетисов не только в чемпионатах СССР, мира, но и в НХЛ. И его богатый опыт наверняка поможет всему российскому спорту.
КСТАТИ
Многоотраслевая финская фирма АББ входит в один из крупнейших в мире концернов, в котором более чем в 100 странах работают в общей сложности 150 тысяч человек. Годовой оборот концерна — 25 миллиардов долларов. На российском рынке фирма АББ сотрудничает почти 25 лет. За это время финны по своим проектам построили и реставрировали почти 200 объектов, в том числе сдали под ключ современные дворцы спорта в Санкт-Петербурге и Ярославле.