Наши таяли на глазах
ЭКСПЕРТИЗА
Заслуженный тренер СССР Владимир Юрзинов игры сборной России воочию видел, начиная со второго этапа, – с тех пор, как она переехала в Турку. Он стал очевидцем всех ее поражений, за исключением одного – от латышей. Но неудачные игры он оценивает по-разному. С точки зрения не результата, а содержания игры.
— В матче со шведами сборная России, несмотря на поражение, не разочаровала меня, — делится Владимир Юрзинов. – Напротив, видя, как блестяще забивали Григоренко, Ковальчук, думал, что ребята себя еще покажут. Надежды на то, что дело пойдет по-нарастающей, оставались огромные. К сожалению, получилось по-другому. Во время встреч с канадцами и чехами не покидало ощущение: команда тает на глазах.
— Что, кроме голов, понравилось вам во встрече со шведами?
— Ребята играли уверенно, с чувством собственного достоинства. Да, ошибся на выходе Соколов. Но это казалось частностью. И вдруг такая метаморфоза. Между тем на соревнованиях столь высокого ранга побеждают как раз те, кто по ходу турнира становится все сильнее, сплоченнее, организованнее, дисциплинированнее. Перед глазами примеры канадцев и шведов. Они начали не очень убедительно, но потом быстро совершенствовались, росли от игры к игре.
— Может быть, нашим не хватило физических сил?
— Было видно, что задатки у наших игроков есть. Почему их не удалось реализовать, мне судить трудно. Ведь я не знаю, как команда готовилась. Как работала во время чемпионата, как анализировала игру. Могу говорить только о том, что видел. Команда вроде старается, бьется, создает хорошие моменты — и смазанная концовка. Умение поставить точку не проявлялось. Что-то есть, но нет главного. В обороне действовали так, что ощущение возможной ошибки не покидало. Могли, например, вдвоем побежать за одним соперником на своем пятачке. То клюшка у защитника не сработает, то он увлеченно будет смотреть на шайбу и прозевает игрока, который находится за спиной. То есть той обученности, грамотности, которая отличала тех же канадцев со шведами, я, к сожалению, у нашей команды не видел.
— Как бы то ни было, а все недостатки могли уйти на второй план, сыграй мы удачно один матч – четвертьфинальный, с чехами…
— В этом, ставшем для нас решающим, матче мы пропустили в большинстве – не смогли собраться. А потом соперник дважды наказал нас за нарушения правил, и матч был практически проигран. Должной дисциплины, нацеленности, организации игры с нашей стороны не было.
— И все же могла ли сборная России в таком составе и с такой игрой добиться более успешного результата?
— Я не любитель вешать ярлыки. В нашем составе было много молодых ребят, им еще играть и играть. Многих из них я раньше не знал. В плане отдачи вряд ли к кому-то можно предъявить претензии. Но не было дальнейшего развития набранного темпа. А без этого нет шансов на общий успех.
— Не было ли перебора с количеством молодых игроков?
— Это не моя компетенция, а право тренеров, их взгляд. Вообще не хочу касаться тренерской работы. Не мне судить об этом. Но очень важно проанализировать картину, которая виделась со стороны, наметить стратегические пути на будущее. Считаю, это должен быть серьезный анализ. Чтобы в дальнейшем готовиться и работать в том направлении, в котором идут победители. Я был на юниорском чемпионате в Ярославле, там ведь и у канадцев та же схема, что и на взрослом уровне, наблюдалась: от игры к игре прибавляли, командный дух укреплялся.
На чемпионате в Финляндии канадцев тоже выделял колоссальный командный дух – это то, чем в былые времена отличались в первую очередь наши хоккеисты. Вообще состав финала Канада – Швеция вполне закономерен. Обе сборные были выше остальных. Правда, до полуфиналов чехи со словаками в целом смотрелись не хуже. Но затем и с теми, и с другими произошло что-то непонятное.