Рожденный на коньках
ВБРАСЫВАНИЕ
Вениамин Александров, бесспорно, входил в элиту советского хоккея. Блестящее катание, понимание игры, отличная обводка, великолепный бросок. Причем все это он делал очень красиво. Я бы сказал, элегантно.
Красота его движений бросалась в глаза. Они были настолько естественны, что казалось, он родился в коньках и с клюшкой. Легко мог открыться, тут же выйти один на один и забросить… К тому же он был довольно высокого роста, и это особенно подчеркивало изящность его движений на площадке. Силовую борьбу Александров не слишком жаловал. Некоторые наши специалисты его даже в этом обвиняли. На самом деле Вениамину это просто было не нужно. Вполне обходился мастерским владением шайбой. Вступай он в единоборства, это был бы уже не Александров.
Мы с ним, кстати, заменяли друг друга в звене на Олимпиаде-68. Для меня это были первые Игры, для Вениамина последние. В стартовом составе вышел я, но действовал, честно говоря, не слишком удачно. Александров меня заменил. Но и ему фортуна не улыбнулась. В матче против шведов Вениамин получил тяжелую травму, по-моему, перелом ключицы. При этом отношения между нами сложились замечательные. Никакого соперничества. Наоборот, он постоянно подсказывал, советовал. Со священным трепетом вспоминаю один из первых матчей за сборную. Мне выпала честь заменить Локтева. Выйти в тройке с Александровым и Альметовым! Такое удовольствие получил от игры с ними! Представляете, только откроюсь, поставлю на лед клюшку – там уже шайбочка лежит. И это при том, что сами эти форварды умели забивать как никто другой! Недаром же Вениамин забросил в чемпионате страны 1963 года 53 шайбы. Фантастическое достижение!
Армейцы всегда были для меня как живой учебник. Не скрою, пытался подражать и Александрову, и Фирсову, и Локтеву. Конечно, не полностью, а в отдельных приемах. При всем моем великом уважении к Старшинову и Майорову, с которыми я выступал много лет, все же считаю, что искусство передач в связке Александрова и Альметова было выше.
1963 год, когда Александров установил свой потрясающий рекорд результативности, вообще выдался для нашего хоккея удачным. С него началась 9-летняя беспроигрышная серия сборной СССР на чемпионатах мира. Пожалуй, и для Александрова, лидера нашей национальной команды, это было пиком спортивной карьеры. Характер, несмотря на выдающийся талант и общенародную любовь, имел хороший. Вениамин был открытым, прямым человеком. Тарасову с ним легко работалось. Он выполнял все задумки тренера. И наставник сборной его уважал. Александров и в быту был очень приятным человеком. Мог поддержать любую компанию, но свою меру соблюдал строго.
По манере игры на него чем-то был похож Александр Якушев. Та же размашистая обводка, великолепный бросок. Но Якушев, в отличие от Александрова, любил взять игру на себя. Вряд ли кто-то из современных игроков способен побить рекорд Вениамина. Может, Илья Ковальчук за счет его сумасшедшей жажды гола? Но он в НХЛ. Талантливые ребята подрастают. Те же Коля Жердев, Саша Овечкин. Однако подобные достижения не свершаются в одиночку. Нужна целая пятерка экстра-класса. Александров, Локтев, Альметов, Рагулин, Иванов. Кто сейчас в состоянии собрать подобное звено?