Мистер щелчок идет на 800
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Будем откровенны, «Горячая линия» с Бреттом Халлом едва не сорвалась. Честно договорившись с Мистером Щелчком об обстоятельной беседе, мы записали многочисленные вопросы болельщиков, позвонивших в редакцию, и переслали их нашему корреспонденту в Детройте. Но Халл после тренировки, сославшись на неотложные дела, извинился и перенес встречу.
Потом «Детройт» отправился в гостевое турне на Западное побережье США, и с Халлом удалось увидеться только через неделю. После работы на велотренажере нападающий «Детройта», уставший, но довольный, вышел к нашему собкору Дмитрию Малиновскому и сказал: «Ну что, ты готов? Давай где-нибудь сядем и поговорим». Как оказалось, Халл – звезда только в понимании болельщиков. А в общении он – открытый, веселый и острый на язык мужик. Со своими привычками, слабостями и пристрастиями. Такой же, как мы с вами.
«А ХЕТ-ТРИК – СЛАБО?»
– Бретт, в России у вас большая армия поклонников. Например, Рафаэль из Москвы, врач по профессии, уверяет, что три года назад залечил Халлу-старшему травму плеча, когда тот приезжал в российскую столицу. Он передает огромный привет Бобби и интересуется, стали бы вы профессиональным спортсменом, если бы не отец?
— Я и не знал, что так популярен в России, спасибо (улыбается). Конечно, папа оказал на мою карьеру огромное влияние, причем на генетическом уровне. Порой мне кажется, что дети с такой великолепной наследственностью обязаны быть хорошими спортсменами. Отец редко приходил на мои тренировки и не учил чему-то особенному. Но воспитывал на собственном примере: мол, сынок, делай, как я, – вкалывай на тренировках, выкладывайся в каждом матче, и всего добьешься. Будьте уверены, это помогало лучше всяких нравоучений.
— А почему отец не ходил на тренировки?
— Он был очень занятым человеком, ему просто не хватало времени. Кроме того, отец категорически не хотел вмешиваться в тренировочный процесс, но парочку советов все-таки дал. Например, такой: получай удовольствие от того, чем занимаешься. Если дело тебе не в радость, то успеха не видать.
— Критику от Халла-старшего приходилось слышать?
— Когда я был молодым, папа меня не ругал, а поддразнивал: «Ты забил гол? Иди, забей еще два! Старайся показать все, на что способен». Не имело значения, во что мы играли – бейсбол, американский футбол или хоккей, — отец всегда говорил, что я должен быть лучшим из лучших. Выступаю в НХЛ почти два десятка лет, но даже сейчас Бобби меня иногда поддевает: «Забросил шайбу? Молодец! А слабо сделать хет-трик?»
— Вы были на матчах советско-канадской суперсерии-74, в которой принимал участие Бобби Халл?
— Серию матчей с русскими я прекрасно помню. Но мне тогда было всего 10 лет, поэтому не могу сказать, что столь образцовый хоккей оказал какое-то влияние на мою карьеру. Однако отец часто вспоминал о тех легендарных поединках, восхищался игрой советских хоккеистов и очень хотел, чтобы их техничный комбинационный стиль прижился в североамериканском хоккее.
— Владимир из Истры, заядлый болельщик «Далласа», благодарит вас за золотой гол в финале-99, когда «Звезды» обыграли «Буффало» (4-2 в серии), и спрашивает, какой хоккей вам нравится больше – современный или тот, что был в 70-х?
— Если бы существовала возможность соединить два стиля воедино, было бы замечательно. В наши дни игроки отличаются высоким индивидуальным мастерством, на них работают новые технологии. Но из того времени стоило перенять джентльменское отношение к игре и сопернику.
800 – ПО ПЛЕЧУ!
— Владислав из Уфы – начинающий хоккеист, выступающий за команду «Салават Юлаев-94», спрашивает, как вы натренировали свой фирменный бросок в одно касание и почему ни у кого из молодого поколения игроков нет такого убийственного щелчка?
— Вы бы удивились, если узнали, как много игроков в лиге имеют безупречный щелчок! Но для того, чтобы применить его на деле, надо выбрать правильную позицию на площадке. У меня это получается несколько раз за встречу, у большинства молодых ребят — всего раз за 4—5 матчей. Чтобы забивать голы, необходимо быть в нужный момент в нужном месте.
— Вы выбираете позицию для атаки интуитивно или, как шахматист, просчитываете игровую ситуацию на несколько шагов вперед?
— Я заранее продумываю комбинации. Никогда не мог похвастаться тем, что отлично бегаю на коньках. У меня крайне редко получается выскочить один на один с вратарем. Но я – не конькобежец и не спринтер, а форвард, который берет свое за счет опыта, игровой мысли, умения выбрать идеальную позицию. Если бы я пытался играть в другой хоккей, то вы бы сейчас не делали со мной интервью. Кому был бы нужен игрок-неудачник?
— Сергей из Химок интересуется, реально ли вам забить 800 голов за карьеру?
— 800? А почему не тысячу (смеется)? Но это вполне реальная цифра. Сейчас у меня 712 голов. До конца чемпионата я, наверное, улучшу снайперский счет. Потом у меня по контракту будет еще один сезон. Как видите, забросить 800 шайб мне по силам, но надо очень постараться.
— Однако через год в НХЛ наверняка начнется локаут. Многие болельщики – Сергей из Ногинска, Иван и Алексей из Москвы, Максим из Купавны – интересуются, не хотели бы вы поиграть в российской Суперлиге?
— Очень интересный вариант... Но чтобы не обманывать ожиданий ваших читателей, скажу сразу, что в Суперлигу не приеду. Потому что во время локаута, скорее всего, вообще не буду выступать ни за одну команду. Необходимо отдохнуть от хоккея, уделить больше внимания детям. Ну и тренироваться, поддерживать форму, чтобы вернуться в большой хоккей, когда закончится забастовка.
— Получается, что после локаута вы намерены продолжить карьеру?!
— А вы как думали? Я еще не наигрался!
ЖДУ ГРИГОРЕНКО
— Следите за историей российского хоккея? Кто ваш любимый игрок?
— В вашей стране было так много замечательных хоккеистов, что я затрудняюсь выделить кого-то одного... Слава Фетисов был прекрасным защитником. Владимир Крутов и Сергей Макаров делали на льду что-то невероятное. Я любовался их игрой, затаив дыхание. Надо отдать должное и Игорю Ларионову. В свои 42 года он продолжает выступать на высочайшем уровне, демонстрирует невероятное мастерство.
— В этом сезоне наша газета учредила приз «Харламов Трофи» — награда лучшему россиянину НХЛ. Будь ваша воля, кому бы вы отдали трофей?
— Вопрос хороший, но на него так же нелегко ответить, как и на предыдущий… Сергей Федоров — замечательный хоккеист. Алексей Ковалев из «Рейнджерс» играет очень ярко. Павел Дацюк – великолепный виртуоз. Кроме того, в России хорошая школа защитников... В НХЛ хватает талантливых россиян, но я бы отдал приз Игорю Ларионову: очень люблю этого игрока.
— У российской школы хорошие резервы. Знаете ли вы, что недавно наша молодежная сборная на ЧМ обыграла в финале канадцев (3:2), а Игорь Григоренко, который в прошлом году был выбран на драфте «Детройтом», получил титул лучшего игрока турнира?
— Разумеется, я даже следил за ходом чемпионата. То, что в «Детройте» много молодых талантов, вдохновляет меня в 38 лет продолжать спортивную карьеру. Очень хочется поиграть с Григоренко, а также с Дацюком и Хенриком Зеттербергом – моими нынешними партнерами по тройке. От молодых ребят я словно подзаряжаюсь энергией.
— Заключали пари на исход финального матча, как это делали игроки «Ванкувера»? Я знаю, что Тревор Летовски проиграл Артему Чубарову приличную сумму…
— В «Детройте» мы ставок не делали, но в раздевалке подначивали друг друга, ждали очень интересный финал. Все так и получилось: юниоры показали искрометный хоккей.
МЕНЕДЖЕР-ПСИХОЛОГ
— С кем вы делите гостиничный номер на выезде?
— С Крисом Челиосом. Мы – ровесники, имеем общие интересы. На выезде важно иметь хорошего соседа, который любит смотреть те же программы по телевизору, так же проводит свободное время. Без надежного товарища жить в чужом городе одиноко. А мы с Челиосом – близкие друзья, и вместе нам не скучно.
— Вы останетесь в хоккее после того, как завершите карьеру игрока?
— Думаю, что да. Но для этого надо сначала закончить играть, а уже потом определяться. Вдруг моя игра сразила кого-то наповал, и я получу предложение, от которого будет трудно отказаться (смеется)? Или наоборот, вдруг я кого-то так сильно разозлил, что обо мне даже слышать не захотят? В общем, надо немного подождать, откуда раздастся долгожданный телефонный звонок.
— Хотели бы работать в менеджменте или быть тренером?
— Ответ однозначный – хочу быть в руководстве. Причем на таком посту, где будет мало разъездов и командировок. Я как-то подсчитал, что две трети своей профессиональной карьеры провел в аэропортах и гостиницах. Если бы вы знали, как я от этого устал!
— У вас есть кумир в мире спорта?
— Восхищаюсь всеми спортсменами. Выступать на высоком уровне — это уже подвиг. Не важно, чем человек занимается – американским футболом, бейсболом или шахматами. Если он добился какого-то успеха, стал лучшим в своей области, то уже заслужил уважение.
— В детстве у вас была какая-то мечта, не связанная со спортом?
— Кроме хоккея я ни о чем не мечтал. Спал и видел себя в НХЛ. Сыграть бы в этой лиге хотя бы один матч! Я сделал все, что в моих силах, и, к счастью, мечта сбылась.
— Но если бы у вас не получилось стать хоккеистом, где бы вы реализовали свой потенциал?
— Вот уж не знаю. Когда я был подростком, меня привлекала служба в ФБР. Джеймс Бонд, агент 007 – в этом много романтики. Когда немного повзрослел, то обратил внимание на телевизионную рекламу. В колледже я специализировался на психологии и рассуждал с полупрофессиональной точки зрения: как же надо подать товар, чтобы его выбрал потребитель? Скорее всего, я бы стал маркетологом.
— Вы закончили колледж?
— К сожалению, нет. Пришлось им пожертвовать ради хоккейной карьеры.
— Хотели бы, чтобы сын Джуд пошел по вашим стопам?
— Моя философия такова: какой бы путь он ни выбрал, я его поддержу. Захочет ли он стать доктором или хоккеистом — возражать не буду. Главное, чтобы он следовал совету деда: в любом деле надо быть лучшим из лучших.
РОК И КРОССВОРДЫ
— Вы суеверны?
— Нет. Разве что на моих перчатках и клюшках есть инициалы детей. Верю в то, что каждый человек – хозяин своей судьбы. И никакие приметы или талисманы не помогут. Работай на тренировках, оттачивай мастерство, и все у тебя получится.
— Не раздражает шумиха вокруг вашего имени?
— У меня нет выбора. Мы так популярны в Детройте, что практически обречены быть в центре внимания. Когда находишься среди людей, то должен относиться к ним сердечно, с уважением и благодарностью. Я люблю общаться с болельщиками, хотя ко мне подходят за автографами, даже когда я обедаю в ресторане. Это довольно тяжелая роль, но с ней приходится мириться.
— С какой исторической личностью вы бы хотели встретиться?
— Скорее с религиозной: было бы интересно пообщаться с Богом или Иисусом Христом. Поговорить с ними на равных, узнать, что они думают о том, куда катится наш мир. Не могу назвать себя верующим человеком. Я даже в церковь не хожу. Но где-то внутри себя верю, что Бог есть. Это мое сокровенное убеждение.
— Представьте себе такую ситуацию: вы оказались на необитаемом острове. Надо выбрать один компакт-диск, одну книгу и одного человека, с кем вы бы хотели провести остаток дней.
— Ну и вопросы у вас (смеется)! Значит так, компакт-диск — альбом «Decades» Нейла Янга (популярный композитор и исполнитель классического рока в 60—70-х гг. – Прим. Д.М.). Книга — сборник кроссвордов в воскресном приложении к «The New York Times». Человек, без сомнения, моя подруга Дарси.
— Вы помните свою первую машину?
— Да, в 1975-м мама отдала мне маленький «Форд Пинто». А первой машиной, которую я купил, была «Шевроле Камеро» 1968 года с откидным верхом.
— Были какие-нибудь интересные ситуации на дороге?
— Ничего такого, о чем бы я мог рассказать и не иметь потом проблем (смеется).
— Ваш любимый кинофильм?
— О, их много. Например, «Побег из Шоушенка» с Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом. Или «Жало» с Полом Ньюманом – классика комедийного жанра. Их столько, что мне трудно выбрать какой-то один. Вообще про кино я могу говорить до утра (улыбается).
— Любите водку?
— Да, обожаю ванильную «Столичную» со льдом.
— Можете назвать себя кулинаром?
— (Довольно.) Готовить я умею, и на кухне изобретателен.
— Ваше любимое блюдо?
— Что-нибудь остренькое. Например, мексиканская кухня. Китайская — тоже ничего, но мексиканская лучше. (Смеется.) Хотя бы потому, что там можно заказать коктейль «Маргарита» (в США этот знаменитый алкогольный коктейль подают только в мексиканских ресторанах. – Прим. Д.М.).
— А русские блюда когда-нибудь пробовали?
— Да, я ведь дважды был в России (вместе с отцом во время суперсерии-74 и на ЧМ-86, где Халл стал пятым бомбардиром турнира после Сергея Макарова, Владимира Крутова, Вячеслава Фетисова и чеха Владимира Ружички. – Прим. Д.М.).
— Не собираетесь снова посетить нашу страну?
— Не сейчас. Сначала надо дождаться более спокойной обстановки в мире, а только потом думать о путешествиях.
— Что вы думаете о войне в Ираке?
— Это страшно. Если бы у меня был выбор, я бы, без сомнения, избежал военных действий. Но Америка должна защищать себя и весь мир от этих безумцев. Если для этого придется воевать, что ж, мы готовы.
— Кто лучше играет в хоккей — Бобби или Бретт Халл?
— Скажу так: я играю умнее, но папа лучше меня по способностям, одаренности, мастерству исполнения.
— Смешно, что вашему отцу задавали подобный вопрос, и он ответил примерно также. Напоследок спрошу: правда, что Бретт Халл завершит свою карьеру в «Детройте?
— Абсолютно верно.
КСТАТИ
У Халла было двойное гражданство, поскольку мама Бретта – американка, а отец – канадцем. Когда Халл-младший дорос до уровня сборной, его пригласили в команду США, в то время как в штабе «Кленовых Листьев» о таком хоккеисте даже слышать не хотели. Действительно, Бретт начинал карьеру совсем не по принципу «пришел, увидел, победил». Тогда наш герой вспылил и отказался от канадского гражданства, решительно перейдя под звездно-полосатый флаг.
НАША СПРАВКА
БРЕТТ ХАЛЛ
ПРОЗВИЩЕ ЗОЛОТОЙ БРЕТТ
ЛЮБИМАЯ МАРКА ПИВА «BUD LIGHT»
МУЗЫКАНТ НЕЙЛ ЯНГ
КУМИР БОББИ ХАЛЛ
ПЕРВАЯ РАБОТА ЧИСТИЛЬЩИК СНЕГА В ВИННИПЕГЕ
ХОББИ ГОЛЬФ И КРОССВОРДЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕСТНОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА
ДЕВИЗ ИГРАТЬ ОТ СЕРДЦА
Правый крайний форвард. Сын легендарного хоккеиста Бобби Халла. Родился 9 августа 1964 года в Беллвиле, Канада. 179 см, 92 кг. Выбран «Калгари» на драфте-84 под 117-м номером. Выступал в «Калгари» (1986—1987), «Сент-Луисе» (1987—1998), «Далласе» (1998—2001), с 2001 г. — в «Детройте». В составе сборной США выиграл серебро Кубка Канады-91, Кубок мира-96 (лучший бомбардир, 7+4=11 очков), серебро Олимпиады-2002. Двукратный обладатель Кубка Стэнли (1999, 2002). Обладатель «Харт Трофи»-1990/91 – лучшему игроку лиги, «Лестер Пирсон Авард»-1990/91 — лучшему игроку, по мнению хоккеистов, «Леди Бинг Мемориал Трофи»-1989/90 – джентльмену лиги. Лучший снайпер НХЛ 1989/90 (72 гола) и 1990/91 (86). Восьмикратный участник матча «Всех звезд» (1989, 1990, 1992 – лучший игрок, 1993, 1994, 1996, 1997, 2001). В НХЛ провел 1176 матчей, забил 712 голов, набрал 1314 (712+602) очков при 444 минутах штрафа и 4642 бросках (в среднем 4 за игру). Зарплата в сезоне 2002/03 – 5,5 миллиона долларов. Подруга Дарси, трое детей – сын Джуд, девочки Джейд и Кросби.
БАЙКА ПРО ХАЛЛА
На прошлогоднем параде победы, посвященном завоеванию «Детройтом» Кубка Стэнли, игроки выходили на сцену, благодарили хозяина, тренерский состав и болельщиков. Перед выступлением Халла ведущий надел на его шею свисток, чем еще раз подтвердил, что у Бретта в команде сложилась репутация играющего тренера. Сам Халл начал свою тронную речь с того, что «Красные Крылья» во главе со Скотти Боумэном были самым послушным коллективом в его тренерской карьере.
ЛУЧШИЕ СНАЙПЕРЫ В ИСТОРИИ НХЛ
1 | Уэйн Гретцки | выступал с 1979 по 1999 г | забил 894 гола |
2 | Горди Хоу | (1946-1980) | 801 |
3 | Марсель Дионн | (1971-1989) | 731 |
4 | Фил Эспозито | (1963-1981) | 717 |
5 | Бретт Халл | (1986-н/в) | 712 (33 в этом сезоне) |
6 | Майк Гартнер | (1979-1998) | 708 |
7 | Марио Лемье | (1984-н/в) | 682 (28) |
8 | Марк Мессье | (1979-н/в) | 675 (17) |
9 | Стив Айзерман | (1983-н/в) | 659 (1) |
10 | Люк Робитайл | (1986-н/в) | 629 (9) |
11 | Дэйв Андрейчук | (1982-н/в) | 613 (20) |
12 | Бобби Халл | (1957-1980) | 610 |
13 | Дино Сисарелли | (1980-1999) | 608 |
14 | Яри Курри | (1980-1998) | 601 |
15 | Майк Босси | (1977-1987) | 573 |
16 | Ги Лефлер | (1971-1991) | 560 |
17 | Джонни Бюсик | (1955-1978) | 556 |
18 | Мишель Голье | (1979-1994) | 548 |
19 | Морис Ришар | (1942-1960) | 544 |
20 | Стэн Микита | (1958-1980) | 541 |
48 | Александр Могильный | (1989-н/в) | 450 (30) |
55 | Павел Буре | (1991-н/в) | 437 (19) |
79 | Сергей Федоров | (1990-н/в) | 395 (31) |