Вечный рекорд сборной СССР. Мы были просто сильнее

null
news

ХОККЕЙ

40 ЛЕТ НАЗАД

Капитаном сборной СССР, начавшей сорок лет назад путь к феноменальному рекорду, был Борис Майоров – человек, всегда живущий настоящим и смотрящий в будущее. Но в дни знаменательной даты грех не вернуться к славному прошлому.

ДВЕ СТОРОНЫ ОТКАЗА

Впервые Борис Александрович участвовал в чемпионате мира в 1961 году. Он стал тогда лучшим бомбардиром турнира и вошел в символическую сборную. Но команда завоевала только бронзовые медали.

— Именно 1961 год послужил толчком к тому, чтобы поменять команду, — говорит легендарный капитан Борис Майоров. — К тому времени уже сходило наше первое поколение чемпионов, добывавших золото в 1954 и 1956 годах. Неудачное выступление ускорило процесс. Может быть, в некоторой степени нашему успеху в 1963-м способствовало то, что за год до этого наша сборная не поехала на чемпионат в США в знак протеста против того, что организаторы не выдали въездных виз сборной ГДР. Тогда решение не участвовать, конечно же, вызвало у нас разочарование: целый год, получается, из карьеры выпал. Попереживали, а сделать ничего не могли: решение принималось руководителями даже не спорта, а государства. С другой же стороны, год был посвящен планомерной работе, подготовке к следующим чемпионатам. В товарищеских матчах наигрывались новые тройки, и к стокгольмскому турниру из золотой команды образца 1954—1956 гг. остался лишь один Николай Сологубов. Да и тот сыграл в столице Швеции всего один матч. Новая команда, считаю, была создана очень удачно.

— Фаворитами в Стокгольме были шведы: во-первых, хозяева, а во вторых – победители предыдущего чемпионата…

— Наверное, это так. Но, с другой стороны, за две с небольшим недели до чемпионата-62 мы дважды победили шведов в товарищеских матчах на их льду – 4:0 и 4:3. Так что особо опасаться их оснований у нас не было.

Прибыв на чемпионат в Стокгольм, мы увидели два товарищеских матча первой и второй сборных Швеции. Впечатления они на нас не произвели. В местной газете появилась даже фотография зевающего на трибуне нашего массажиста Георгия Авсеенко. Подпись была примерно такой: русским от игры шведов стало скучно. В своих же силах уверенность была. Ее придавали и успешные выступления в контрольных встречах. Хотя нельзя сказать, что все совсем уж ладилось. Но чувствовали: должны прибавить. Турнир начали во всеоружии, с четко определенным по звеньям составом.

— Уже во втором туре календарь свел сборную СССР со шведами. Наверное, далеко не лучший получился расклад?

— Как-то не помню, что тогда об этом думал. 40 лет прошло, сама игра-то из памяти выветрилась. Правда, осталось ощущение, что ничья была бы более справедливым итогом. Но мы уступили — 1:2. Финны, которых мы уверенно победили в стартовом матче, серьезным соперником тогда не были, а шведы – совсем другое дело. При довольно равной игре хозяева оказались просто удачливее. Был момент, когда можно было давать буллит в их ворота: я выходил один на один, и меня сбили. Но судья, наверное, побоялся наказать хозяев.

— Шансы на золото после поражения резко упали. Или вы так не считали?

— Мы обыграли сборные ФРГ, ГДР, Чехословакии, США. И к последнему туру сложилась крайне запутанная ситуация. Для того чтобы стать чемпионами, нам было недостаточно победить канадцев, причем обязательно с разницей не меньше чем в две шайбы. Требовались еще два условия: чтобы команда ГДР не уступила американцам, а чехи выиграли у шведов. Дело в том, что в случае равенства очков у претендентов на золото тогда в первую очередь учитывалась разность шайб во встречах со сборными, вошедшими в пятерку сильнейших. Честно говоря, я не очень верил в такое совпадение. Но когда ГДР и США сыграли вничью, какая-то надежда появилась. Тренеры запретили нам смотреть матч Швеция — Чехословакия, приказав отдыхать в гостинице, готовиться к встрече с Канадой. Но всех, естественно, нельзя было оторвать от телевизоров. И чехи выиграли! Едва прозвучала финальная сирена, все буквально вылетели в коридор, быстро надели форму и в тапочках, с коньками в руках поехали на стадион. Какой прилив энтузиазма тогда у всех нас был!

НА ОДНОМ ДЫХАНИИ

— Вероятно, при таком настроении сомнений в конечном успехе уже не было?

— К тому времени какая-то боязнь канадцев у нас прошла. Советский хоккей поднялся настолько, что Канада, присылавшая на чемпионаты мира клубные команды, противостоять нам уже не могла. Кстати, со следующего чемпионата родоначальников хоккея стала представлять только сборная страны.

Думаю, мы были просто сильнее той канадской команды. Быстро повели — 2:0, а во втором периоде довели счет до 4:0. Таким он оставался и за минуту до финальной сирены. Мы уже начали на скамейке обниматься, целоваться. По-моему, даже тренеры не требовали уже от нас настроя до конца. Они тоже были уверены, что дело сделано. Вот тут канадцы одну шайбу и отыграли, а потом у нас одно за другим последовали два удаления. И пожалуйста, 4:2. Нас четверо, канадцев, заменивших вратаря полевым игроком, шестеро. А победа с разницей в одну шайбу нас уже, напомню, не устраивала. Но играть оставалось всего четыре секунды, и мы, конечно же, нужный счет удержали. За исключением сбоя в концовке наша команда провела матч на одном дыхании, на таком подъеме, что, попадись нам любой соперник, и он был бы побежден!

— Я где-то читал, что при счете 4:0 те, кто находился на скамейке, побросали клюшки на трибуны…

— Нет, такого не было. После игры – да, побросали. А меня пригласили в комментаторскую кабину, и я в форме побежал на трибуну, промчавшись мимо шведского короля. И дал мини-интервью по горячим следам ведшим репортаж Николаю Озерову и Яну Спарре. Надо сказать, то был первый чемпионат мира, который показывало наше телевидение. Впечатления, словом, незабываемые!

— Королевская охрана не всполошилась, увидев вас, бегущего в ее направлении непонятно куда?

— Да с чего ей было всполошиться? Она же видела, кто бежит. Я был в форме, только в носках, без перчаток и шлема. Может, ей странно было такое видеть. Но отнеслась она к этому спокойно.

ОКАЗАЛИСЬ В ТЕНИ

— Тогда, конечно же, в голову не могло прийти, что та победа положит начало целой эпохе в хоккее?

— По-моему, мы просто об этом не думали. Во-первых. А если бы подумали, то очень трудно было представить себе, что еще восемь лет наша сборная будет неизменно побеждать на чемпионатах мира. И если откровенно, то мне немножко обидно, что наше поколение оказалось как-то в тени тех, кто в 1972 году открыл новую эру в истории, играя против профессионалов НХЛ. Ведь не будь нашего поколения, не было бы и серии встреч 1972 года. Фундамент настоящих побед заложили все-таки мы. Очень хорошая команда была у нас. Были и уверенность в себе, и самое главное – высокое мастерство буквально у всех. Три равные тройки, две, а потом и три пары защитников, классный вратарь. Редко бывает, чтобы такого уровня достигало целое поколение игроков. Это как наша молодежь 1983 года рождения, которая выигрывает все. Так и мы подобрались – один к одному. Нас отличала и очень хорошая психологическая совместимость. Сейчас, когда встречаемся, иногда вспоминаем былое, а в другой раз – нет, просто беседуем о жизни, о современном хоккее. Отношения сохранились очень теплые. На прошлой неделе с удовольствием съездил в Нижний Новгород вспомнить Виктора Коноваленко, которому исполнилось бы 65 лет. Там были Рагулин, Иванов, Ромишевский, Петухов, Андрианов из «Локомотива». Встретили тех, против кого мы играли в Горьком. Конечно же, все мы были рады видеть друг друга.

— Наверняка не ошибусь, предположив, что матч с Канадой на чемпионате-63 – один из самых памятных для вас?

— Конечно. Хорошо помню, как с моих передач забивали Эдуард Иванов и Вячеслав Старшинов. И многое другое. Этот матч — один из двух, наиболее памятных для меня. Еще один прошел за год до того, когда «Спартак», сыграв вничью с ЦСКА (4:4), впервые стал чемпионом страны.

ПУТЬ К СЕНСАЦИИ НА ВЕКА

1963

В Стокгольме наши хоккеисты одержали шесть побед при одном поражении и набрали одинаковое количество очков с хозяевами турнира, которым уступили. В те времена при равенстве очков первое место отдавалось команде, имеющей лучшую разность во встречах между теми, кто вошел в первую пятерку. Александр Рагулин вошел в символическую сборную чемпионата.

1964

Чемпионат проходил в рамках олимпийского турнира в австрийском Инсбруке. Наша дружина прошла дистанцию словно на одном дыхании, одержав победы во всех восьми встречах. До нее только канадцам удавалось завоевывать золото на двух подряд мировых первенствах. В символическую сборную включили Рагулина и Виктора Якушева.

1965

Адрес нового триумфа – финской Тампере. Результат вновь блестящий: семь побед в семи матчах. Вячеслав Старшинов признан лучшим нападающим чемпионата, а Рагулин, Константин Локтев и Александр Альметов вошли в символическую сборную.

1966

На этот раз нашим хоккеистам рукоплескала югославская Любляна. Итог – шесть побед при одной ничьей. Рагулин признан лучшим защитником, а Локтев – лучшим нападающим. В символическую сборную, кроме них, зачислен Вениамин Александров, который стал лучшим бомбардиром турнира.

1967

Еще одно убедительное доказательство превосходства отечественной школы хоккея: семь побед в семи матчах в Вене. Виталий Давыдов – лучший защитник первенства. Анатолий Фирсов – лучший нападающий и бомбардир. В символической сборной, кроме него, — Рагулин, Александров и Альметов.

1968

В рамках олимпийского турнира во французском Гренобле повторен рекорд канадцев: шестой раз подряд выигран чемпионат мира. В предпоследнем, шестом, туре наши потеряли первые очки, проиграв сборной Чехословакии. Но советскую команду выручили шведы, сыгравшие затем вничью с чехами, которых мы, победив канадцев (5:0), опередили на очко. Фирсов – лучший нападающий, бомбардир, включен в символическую сборную.

1969

Рекорд канадцев побит в Стокгольме в небывалой по драматизму борьбе. По 16 очков из 20 возможных оказалось сразу у трех сборных – СССР, Швеции и Чехословакии. В личных встречах этой тройки у всех по четыре очка и разница шайб 0. Тогда в силу вступила общая разность шайб, а она была лучше у нас. Фирсов вошел в символическую сборную и вновь возглавил список бомбардиров.

1970

Снова Стокгольм, и снова – золото: девять побед при одном поражении от шведов, у которых во втором круге взят реванш. Александр Мальцев – лучший нападающий и бомбардир чемпионата, а в символическую сборную, кроме него, вошли Виктор Коноваленко и Фирсов.

1971

Девятая подряд победа одержана в швейцарских Берне и Женеве. Результат – 17 очков из 20 возможных. Лучший нападающий и бомбардир – Фирсов. В символической сборной, кроме него, Владимир Викулов и Мальцев.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
10 дн. 15 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
2 дн. 15 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
7 дн. 15 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
Новости. Хоккей