Семь цветов радуги
ПАСВРАЗРЕЗ
Чувство накатывает пронзительное: такой приятной, такой способной сборной в новой российской жизни еще не было. Словно долгожданная заветная любовь пришла.
Мы, впрочем, в любой эмоции не знаем удержу и края. Поэтому скомандуем себе «стоп» и поверим мелькнувшую на Шведских играх гармонию алгеброй. Несколько фактов и принципиальных наблюдений — вот наши аргументы.
1. Владимир Плющев привез из Стокгольма три пары защитников и две тройки нападения, заготовленные впрок, на чемпионат мира. Продуктивность шведской репетиции превзошла самые смелые ожидания. Особенно перевод в другие звенья Григоренко и Суглобова. Заметьте, оборонительные пары, составленные ко всему еще и по клубному принципу, испытаны уже не единожды. И теперь вряд ли кому-то удастся «на новенького» так легко вытеснить из сборной аборигенов, как год назад Калинину. Для этого потребуется не просто подойти к команде, а произвести особенное впечатление. С ключевыми фигурами троек центрами Чупиным и Зиновьевым Плющев до чемпионата мира не расстанется, что облегчает тренеру, так сказать, контроль за сохранностью продукта. Среди краев Антипов с Суглобовым проверены тщательнее, чем Кривокрасов с Григоренко, но пока нет оснований сомневаться и в хабаровско-тольяттинской связке.
2. Плющев посмотрел на уровне взрослой сборной целую плеяду игроков чемпионского свойства из «молодежки»-1999/2003 — от Добрышкина до Полушина. Теперь тренер знает возможности молодых, надо полагать, достаточно детально, чтобы избежать случайных кандидатур, которых по ходу Евротура мелькало немало. А наиболее актуальная, на мой взгляд, задача — не промахнуться с нападающими «стариками», быть может, пригодится еще парочка таких, как Кривокрасов.
3. На Шведских играх сборная впервые в сезоне раскатывалась последовательно от матча к матчу. Сделаем поправку на слишком короткую паузу между встречами со шведами и чехами, и воображаемая линия игры будет неуклонно стремиться вверх. Эта модель выступления вполне подходит для чемпионата мира. Важны и ее подробности. Некоторые нападающие, в первую очередь Антипов и Суглобов, по ходу дела раскрепощались, словно прибавляя в мастерстве. Во всяком случае, обыграть один в один шведа или чеха для них уже не было проблемы. Показалось, что и при игре в большинстве команда, все больше вкатываясь, действовала интереснее, но здесь все же оставим один из немногих вопросительных знаков.
4. В каждом из четырех матчей наша команда на каком-то игровом отрезке, что называется, плыла. Но фрагменты эти случались в разное время, что снимает подозрение в их хроническом происхождении. Напротив, команда, подобно жизнелюбивому Ваньке-встаньке, с одного-двух удачных эпизодов легко вновь приходила в себя. Так что это рабочие трудности при доводке игрового механизма, только и всего.
5. Весь сезон удивляет манера наших хоккеистов держать оборону. Делают они это, как кажется со стороны, в полурасслабленном состоянии, часто на изрядном отдалении от соперника, нет и намека на то, чтобы, к примеру, перекрыть дальний бросок корпусом. Признаться, мы привыкли к иному: лечь костьми, достать шайбу на жилах. Нынче оборона требует от игроков сборной первым делом внимания и расчета. Конечно, это вопрос тренерского вкуса и подхода, но есть в этом и чувство собственного достоинства. Между прочим, на Шведских играх сборная России пропускала меньше двух шайб за матч. Показатель очень приличный.
6. На счету нашей сборной в Стокгольме просто-таки подвиг! Да уж, по части удалений от эмоций не удержаться. Во всех матчах наши позволяли себе вольности реже, чем соперники (только с финнами счет удалений равный). Великолепный знак: в отличие от осени команда теперь вполне вменяема и управляема.
7. В те дни, когда наши победили на Шведских играх, еще три российские сборные в возрасте от 15 до 17 лет первенствовали в рабочем порядке на своих турнирах. Впервые победный круг российского хоккея — от самых маленьких до взрослых — сомкнулся. И произошло это в год, оканчивающийся на «3». Для справки: отечественная сборная выигрывала чемпионат мира в 1963-м, 73-м, 83-м, 93-м… Аналога этому ряду нет. Такой вот только факт.