Евгений Трефилов: Женский гандбол пока жив, мужской – не уверен
«ОВЕЧКИНУ ПАС ОТДАТЬ НЕКОМУ»
– Евгений Васильевич, знаете, как называется тема нашей беседы? «Российский гандбол скорее жив»?
– Женский пока жив, мужской – не уверен, – смеется Евгений Васильевич в трубку с характерной хрипотцой. – Отрыв от лучших команд мира слишком большой. В женском гандболе не так много растеряли по дороге, можно постараться восстановить.
– Расшифруйте, пожалуйста…
– От предыдущего тренерского штаба требовали создать новую команду, из молодых игроков. Но это чревато. У молодежи апломба много, желания – тоже, а вот навыков маловато. Им надо у кого-то учиться. Без опытных девчонок, таких как Людмила Постнова или Мария Сидорова, не обойтись, если мы хотим добиваться результатов. Здесь, как говорится, к бабке не ходи.
– Так какой вывод: гандбол жив или только оживает?
– Как же вы, журналисты, любите брать за горло, – в трубке вновь хриплый смех. – В спортивных играх с наскока ничего не бывает.
– Наш болельщик любит ясность. Например, перед Сочи от хоккеистов только золота ждали. Ответ «Мухтар постарается» не принимался.
– Да там видно было, что команда несыгранна. Овечкин дважды за воротами прокатился с шайбой, два круга почета сделал, а отдать некому. И без шайбы то же самое: открывается, маневрирует, а паса не получает.
– Как же так получилось: четыре года к Олимпиаде готовились – и сыграться не успели?
– Из тех, кто у Билялетдинова на сборе работал, на Игры поехали человек пятнадцать от силы. Энхаэловцы уже в Сочи присоединились.
«СОПЛИ, ШЕЛУХА, СЛЕЗЫ»
– Я знаете, что хочу сказать? При нынешнем календаре с разъездами на тренировки времени не остается, – сетует Трефилов. – Как нам из Краснодара ехать в Астрахань? Либо на самолете через Москву, либо на автобусе 900 км. С выезда приезжаем – игроки разбитые. Какие тут тренировки?! Восстановиться бы – и опять в дорогу. И как в таких условиях им расти? Чтобы игрока довести до хорошего уровня, одного таланта мало. Талант – это 10 процентов, а остальное – это…
– …кровь, пот и слезы…
– Я немного по-другому говорю: сопли, шелуха и слезы.
– И что вы предлагаете?
– Вернуться к туровой системе, когда все команды съезжаются в один город и играют по кругу две-три недели. Но есть еще одна проблема – засилье иностранных игроков в нашем гандболе. Сейчас в заявке могут быть четверо легионеров и трое на площадке. Вы думаете, почему я вернул в сборную 34‑летнюю Машу Сидорову?
– Почему?
– Да у нас сейчас все вратари сборной являются вторыми номерами в своих командах. Можете себе такое представить?!
– Зато легионеры повышают уровень чемпионата…
– Я вас умоляю. К нам едут далеко не самые сильные, в Европе нормально платят. Я понимаю, что это может быть выгодно директорам клубов, они имеют с этого свой гешефт. А наши девчонки по лавкам сидят. Почитайте положение о соревнованиях. Там написано: популяризация данного вида спорта, выявление лучших игроков, формирование сборной команды. А получается, что мы проводим чемпионат России для наших «друзей» из Сербии, Хорватии, Норвегии.
«Я ТРЕНЕР СТАРОЙ ФОРМАЦИИ»
– Не буду цитировать вам Марселя Пруста. Процитирую другого человека. Он сказал это в октябре 2013‑го: «Я еще, честно сказать, не осознал. Достаточно неожиданно это назначение».
– Ну да, это я говорил, когда узнал о назначении меня главным тренером сборной.
– Почему неожиданно – кому еще гандбол из руин поднимать?
– Меня же считают тренером старой формации… И потом надо вспомнить, как за год до этого, после Игр в Лондоне, меня снимали. Ушел ведь со скандалом, на меня всех собак повесили. Даже драку в Волгограде припомнили (см. «Из истории вопроса». – Прим. ред.), будто я ее организовал. Я после исполкома сел в машину и поехал в Тольятти, в Мордовии остановился на стоянке, сел на скамеечку. Так сердце прихватило, думал, там и останусь…
– Вы знаете, что популярны в Ютубе? Ролик ходит в сетях: вы во время минутного перерыва даете указания. А знаете, какое пояснение к ролику?
– Ну и что они там напридумывали?
– «Евгений Трефилов жестко критикует своих подопечных в перерыве, настраивая на боевой лад. Девочки боятся сделать что-то не так».
– Можно, конечно, взять планшет, фишки на нем попереставлять. Но надо учитывать нашу специфику: это в баскетболе шесть тайм-аутов, а у нас два за матч. У игроков пульс под 180 ударов и глаза на лбу. Ну какие тут фишки?! Они даже слова тренера с трудом воспринимают… Мне как-то перевели, что норвежцы написали: Трефилов сравнил неудачное передвижение игрока с коровой.
@Sovsport - твиттер «Советского спорта» о всех значимых событиях в мире.